Фотографии деревянных синагог, а также Алоиз Брёйер, Эль Лисицкий и Франк Стелла

El LissitzkyHad Gadya1В 1930-м году Меир Дизенгоф сделал в своем дневнике запись об идее создания в Тель-Авиве музея еврейского искусства. В 1932-м году музей был создан – поначалу в его гостиной, в доме первого мэра Тель-Авива на бульваре Ротшильд. Дизенгоф мечтал о том, что экспозиция музея будет объединена танахическими и еврейскими мотивами. И поначалу так оно и было. Именно благодаря этой идее музею в 1937-м году было передано собрание фотографий деревянных синагог Восточной Европы, в основном 17-18 века – и внешнего их вида, и внутреннего убранства, и даже часть планов-чертежей, сфотографированные и собранные тогда молодым венским архитектором Алоизом Брёйером (1888-1948), еще в 1910-1913-м годах во время его этнографическо-археологических экспедиций на пару с еврейским австрийским художником Иссидором Кауфманом, в основном в Галиции. Брёйер (сам он был, кстати, католиком), использовал тему интерьеров синагог в качестве тезисов для своей диссертации, сосредоточившись на 25 синагогах тогдашней Галиции, бывшей в те годы частью Австро-Венгерской империи. Полная коллекция из 180 рисунков и отпечатков была передана в дар музею в 1937 году, и тем самым, оказалась спасена для последующих поколений.

Эта коллекция демонстрировалась публике в Тель-Авиве один-единственный раз – в 1941-м году. Второй раз это происходит сейчас – в 2014-м году, спустя 73 года, когда на свет музейный вновь выставлены 100 фотографий и чертежей из собрания Брёйера. Тель-Авивский музей давно перестал быть музеем только еврейского искусства, стал музеем также и модерна, и потому повод снова выставить коллекцию Алоиза Брёйера искали 10 лет. Именно 10 лет назад куратор этой выставки Бат-Шева Гольдман-Ида обратилась к дирекции музея с просьбой заново показать фотографии деревянных синагог, который все были полностью разрушены во время Второй Мировой войны. Идея была принята, но с одним условием: найти походящие фотографиям рамки. Не в прямом смысле, а в переносном – найти концепцию, контекст, связь этих фотографий с современным искусством.

snggggg_x_02

Контекст с концепцией нашлись: Бат-Шева Гольдман-Ида припомнила визит в Тель-Авивский музей в 1981-м году известнейшего американского художника-авангардиста, скульптора и концептуалиста, представителя строго геометрической цветовой живописи Фрэнка Стеллы, который разглядел в безграничных запасниках музея серию знаменитых рисунков гуашью Эль Лисицкого – иллюстрации к пасхальной песенке “Хад Гадья”. По мотивам иллюстраций и графики Лисицкого, отдавая дань уважения конструктивизму, Стелла в начале 1980-х сделал серию литографий и рельефных вариаций, изображая в перспективе в качестве изобразительных элементов разлетающиеся цилиндры и конусы. Эти яркие и необычные, пожалуй, даже экзотичные литографии, хранившихся долгое время в тех же тель-авивских запасниках, также редко показывались публике. Привезти из США другие работы Стеллы было очень дорого – музей не мог позволить себе оплатить стоимость страховки, но офорты Стеллы, на деле, просто потрясающи. Диалог Лисицкого и Стеллы показывает, как геометрическая абстракция может трансформироваться в авангардное искусство, а рассказ об орнаментах и узорах давно исчезнувших сожженных зданий может быть выражен в современных идиомах. Рассказ об искусстве, ставшем вызовом.
А еще (и тут совпадения продолжаются) Стелла в 1970-м году получил в подарок от своего друга – ведущего американского архитектора Ричарда Мейера – книгу под названием “Деревянные синагоги” (“WoodenSynagogues” byMariaandKazimierzPiechotka) – фотографии тех же синагог Восточной Европы, но сделанные на десятилетие позже – в 1920-х годах. И по мотивам этих фотографий в книге, послужившей отправной точкой для еще одного цикла его работ, вдохновившись геометрической красотой узоров и убранства синагог, Стелла работал в течение трех лет над серией ассамбляжей, бумажных рельефов и рельефов из дерева, которые так и назвал – “Польская деревня” – фактурно-конструктивные беспредметные рельефы, напоминающие крыши деревянных синагог. Работы этой серии названы именами разрушенных деревень и сожженных синагог. Подобно российским конструктивистам 1920-х, Стелла, насмотревшись на коробчатые конструкции косых крыш деревянных синагог и конструкции балок, создавал плоскости на нескольких, скошенных под углами друг к другу уровнях. На геометрически очерченных пластинах из лубяного волокна он использовал холст, ткань, войлок. Затем по этим работам он сделал бумажные рельефы, также представленные (благодаря сотрудничеству  Тель-Авивского музея с  коллекцией Кеннета Тайлера в Национальной галерее Австралии в Канберре) на нынешней выставке, над которой куратор интенсивно работала два года, показав, что на творчество и Фрэнка Стеллы и Эль Лисицкого, называемое конструктивизмом, повлияли именно конструкции – деревянные конструкции синагог. А раз конструкции и конструктивизм и диалог с русским авангардом, то как не вспомнить о Владимире Татлине, чьи работы также хранятся в запасниках музея, как и рисунки Лисицкого для проекта “Проун” (“Проект Утверждения Нового”), также выполненные в конструктивистском стиле. К тому же Стелла, много лет много лет интересовавшийся и изучавший русский авангард,  неоднократно говорил, что архитектура этих исчезнувших восточно-европейских синагог напоминает ему абстрактную живопись, кубизм и, в частности, конструктивистские работы Татлина. Кстати, тот же Стелла сказал, работая  над этими рельефами, что “разрушение этих зданий равносильно уничтожению культуры”.

Frank Stella Illustr After El Lissitzky Had Gadya 1984 One Small Goat_1

На выставке также представлены ранние рисунки Лисицкого – зарисовки элементов декоративных узоров на стенах деревянных синагог в Могилеве в Беларуссии и в Латвии, сделанные им во время его этнографического путешествия (еще одно совпадение) вместе с художником Иссахаром Рыбаком в 1915-16 годах (рисунки из коллекции Бориса Аронсона) и более поздние рисунки (переданные для этой выставки из музея Израиля в Иерусалиме) уже упомянутой серии “Proun -Проун” и серии “Figurinen – Фигуры” – конструкции для электромеханических автоматов в неосуществленной адаптации для кукольного театра  супрематической оперы (тогда ее называли еще и футуристической) “Победа над Солнцем”, которую в 1913-м году оформлял Казимир Малевич. Тут впору окончательно запутаться в этом клубке имен, цифр и дат, ниточки которого ведут к супрематизму, авангардизму, конструктивизму, но все началось со старых фотографий деревянных синагог, и еще раньше – с записи Дизенгофа в дневнике. И еще – в этой истории “замешаны” и Натан Альтман,  Герман Штрук, Марк Шагал, Александр Родченко – весьма запутанная история…

Этот “деревянный” клубок  помогли расследовать: д-р Сергей Кравцов – историк архитектуры, старший научный сотрудник Центра еврейского искусства при Еврейском университете в Иерусалиме, на протяжении многих лет изучающий архитектуру синагог Восточной Европы (с 1991 года при Центре существует архитектурная секция, занимающаяся документированием синагог); д-р Илья Родов, глава отделения еврейского искусства при Бар-Иланском университете; д-р Борис Хаймович и д-р Гилель Казовский из Музея еврейской истории в Москве; д-р Беньямин Лукин из Центрального архива истории еврейского народа в Иерусалиме и многие другие, включая самого Фрэнка Стеллу и его ассистентку Паулу Пелосси.

Frank Stella Illustr After El Lissitzky Had Gadya 1984 One Small Goat_4

И это еще не все: фотографии Алоиза Брёйера из Тель-Авивского музея стали главным источником информации во время реставрации синагог в Польше и именно по ним были реконструированы фрагменты потолка синагоги в Гвоздице для нового Музея истории польских евреев в Варшаве (http://www.jewishmuseum.org.pl/).
Выставка “Алоиз Брёйер/Эль Лисцикй/Фрэнк Стелла. Деревянные синагоги” (куратор – Бат-Шева Гольдман-Ида) продлится до 18 октября.

Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда, суббота – с 10.00 до 18.00; вторник, четверг – с 10.00 до 21.00, пятница – с 10.00 до 14.00.
Страница Тель-Авивского музея в фэйсбуке – https://www.facebook.com/tamuseum

Фотографии экспонатов выставки предоставлены отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств

Баннер внутренней внизу

Подпишись на рассылку

Новости о самых важных, и интересных мероприятий в Израиле

Справа