Для участников IsraCampus «еврейская культура – «клевая»!»

поделитесь:
IsraCampus12

IsraCampus12А почему, собственно, это так важно – ежегодно организовывать международный молодежный летний лагерь именно в Израиле? Почему именно сюда съезжаются вот уже седьмое лето и лучшие российско-израильские педагоги, и еврейские ребята из разных стран? И именно здесь воплощаются в жизнь методы и приемы из арсенала известных современных представителей неформального образования? В конце концов, разве процветающие еврейские общины зарубежья не в состоянии предоставить базу для подобного эксклюзивного проекта? Или наоборот – может, достаточно ограничиться участием только израильских подростков?

По мнению руководителя IsraCampus Димы Зицера, именно Израиль является наиболее важным местом для мирового еврейства. И именно здесь можно достичь наиболее глубокого «погружения» в культуру своего народа, которая столь «многоканальна».

— Семь лет назад мы действительно попытались организовать летний лагерь только для детей из израильских русскоязычных семей, — вспоминает Дима. — Так начался наш проект в партнерстве и при поддержке благотворительного фонда «Генезис», занимающегося развитием и укреплением еврейского самосознания среди русскоязычных евреев в Израиле, СНГ и во всем мире.

Опыт первого по счету летнего лагеря оказался примечательным. Неожиданно для авторов проекта ребята в какой-то момент продемонстрировали нежелание выйти за пределы определенных мировоззренческих установок.

— Мы хотели показать им очень красивую синагогу, расположенную на территории старейшей сельскохозяйственной школы «Микве Исраэль» в Холоне. В качестве консультанта я пригласил рава Моше Рохлина. И вот из 120 ребят нашей группы 78 демонстративно отказались войти в синагогу, устроили что-то вроде сидячей забастовки. Аргументы? «Лама (почему) я должен заходить в место, где находятся «досы»?» Я ответил, показав на рава Рохлина, что не готов передать это место и другие места, а также книги только в его распоряжение. Потому что все это принадлежит также и мне – человеку, прадед которого был раввином…IsraCampus13 И сидевшие ребята-бунтовщики встали и вошли в синагогу.

В последующие шесть лет в проекте IsraCampus уже принимали участие еврейские ребята из разных стран. Это позволило педагогам и инструкторам молодежного городка накопить новый опыт, а также расширился и видоизменился опыт юных обитателей лагеря. Многие из них вдруг обнаружили, что «еврейская культура – «клевая». Специалисты стали поговаривать, что в своей работе с молодежью Дима Зицер использует чуть ли не талмудические подходы.

По этому поводу он заметил, что традиционная система еврейского воспитания близка системе неформального образования, которую он с супругой Наташей представляют.

— Как известно, важные еврейские решения и тексты возникли в результате взаимодействия, споров, а не поучений.

Зицер комментирует принципы, заложенные в деятельности особых еврейских учебных заведений – Бейт Мидрашей. В результате уникальной работы участников этих занятий рождались новые тексты и возникали новые и новые вопросы.

— Этот путь антимонополистичен, антитоталитарен, — утверждает Дима. — Новое может рождаться только при обсуждении уже известного, а не при однозначном принятии. Поскольку я в этот метод очень верю, изучал его и продолжаю изучать, вижу, что принцип обучения, основанный на вопросе, сомнении, обсуждении, рефлексии – он …очень человеческий. И он обогащает. Также и в творческой сфере. Ведь творчество – это тоже результат взаимодействия.

Dima2Поскольку Зицер сторонник обучения в группах, его иногда спрашивают, как справляются с этим ребята, которым трудно озвучить свою точку зрения.

— Я не вижу в этом проблемы. И эта ситуация не связана только с детским возрастом. Одному легко высказаться, другому – нет. Но во-первых, если удается сформировать благоприятную атмосферу в группе, человек может высказать то, что при других обстоятельствах он бы предпочел утаить. Почему человек выбирает молчание? Опасается, что ему скажут: «Ты дурак. На самом деле надо было говорить иначе». Но если убирается оценочность, человек выскажется. А во- вторых, мне не кажется, что в группе, обсуждающей какую-то проблему в процессе игры или обучения, все обязаны разговаривать. Я был свидетелем, когда участник группы помалкивал, а потом мы узнавали, как в других ситуациях лагерной жизни он проявился гораздо лучше всех остальных участников наших обсуждений. Это значит, что в то время как другие высказывались, в этом подростке происходила серьезная внутренняя работа.

Многих интересует, как быстро находят общий язык дети из России и Израиля. По словам Димы Зицера, контакт устанавливается очень быстро, буквально в течение первых часов. Хотя ребята могут говорить на разных языках – иврите, русском, английском. Но все они оказываются в аналогичных ситуациях вместе со своими сверстниками, с общими интересами, поскольку выбрали один и тот же факультет (театральный, дизайна, движения).

— В IsraCampus одновременно происходит множество разных событий, как в калейдоскопе: выставки, репетиции, спектакли. Здесь проводят заседание «парламента», там готовится выпуск для радиоэфира… И житель молодежного городка волей-неволей начинает взаимодействовать с очень разными людьми, обсуждать, ведь это очень интересно. Каждый год мы такое наблюдаем, я не перестаю этому удивляться… Когда встречаются дети, например, из России и Израиля, оказывается, что они встречаются… с самими собой в альтернативной действительности. Ведь израильский подросток вполне мог бы оказаться на месте мальчика из Санкт-Петербурга, если бы его родители не приняли когда-то решение репатриироваться. И наоборот. Такая фантастическая альтернативная реальность! И вот это-то и вызывает сумасшедшую приязнь и взаимный интерес ребят друг к другу…

Скоро они встретятся в кибуце Гиват-Хавива в седьмой раз – с 14 по 26 июля, и этим еврейским ребятам 12-17 лет из разных стран скучно не будет. Они в принципе говорят на одном ментальном языке, при всей видимой разнице… И в какой-то степени им еще нужно противостоять миру взрослых. Это всегда будет сближать детей.

поделитесь: