Ледовая пластика «Щелкунчика» – интервью с балетмейстером Константином Рассадиным

4Уже совсем скоро, начиная с 23 июля, в разгар летних знойных каникул, в Израиле начинаются гастроли прославленного Государственного театра балета на льду Санкт-Петербурга. Этот театр балета был основан в 1967 году выдающимся русским хореографом Константином Боярским, который и придумал впервые соединить на ледовой сцене фигурное катание с классическим балетом. Новая концепция ледового шоу имела большой успех, и с тех пор балет на льду непрерывно развивается и совершенствуется. С 1980 года Балетом руководит его главный балетмейстер, заслуженный артист России, бывший солист всемирно известного Мариинского театра Константин Рассадин, давший интервью в преддверии гастролей «Щелкунчика» – уникального спектакля, путешествия назад во времени, ведь Государственный балет Санкт-Петербурга на льду взял на себя непростую задачу:  беречь исчезающие традиции.

Константин Рассадин учился в Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой. Сразу после окончания учебы был принят в Мариинский театр, где зарекомендовал себя непревзойденным исполнителем характерных танцев. Константин Рассадин танцевал на прославленной сцене с поколением таких знаменитых танцовщиков как Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Наталья Макарова. Настоящую славу ему  принесли роли в балетах Леонида Якобсона, ставившего балетные миниатюры специально для Рассадина. Закончив артистическую карьеру, Константин Рассадин стал главным балетмейстером «Балета на льду Санкт-Петербурга».

Он поставил на ледовой сцене все шедевры русской классики: «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» Чайковского;  «Золушку» и «Ромео и Джульетту» Прокофьева. Лучшие традиции петербургской школы классического танца получили оригинальное воплощение на ледовой сцене.

Вот что рассказывает сам Константин Рассадин: «Новый жанр требовал абсолютно иного подхода, чем традиционный балет или фигурное катание. Учитывая особенности ледовой арены, необходимо было соединить классическую хореографию со спортивными элементами.3

Потребовались и другие сценические приемы: были изобретены совершенно новые ледово-балетные «шаги» и «дорожки». Номера обогатились танцевальной пластикой, сделав более изысканными элементы фигурного катания. Так возникла ледовая хореография, со своими законами и выразительными средствами, иными, чем в шоу-ревю…  Ведь жанр «балет на льду» появился гораздо позже ревю,  в которых роскошные костюмы и где подбирают музыку на разные темы. Я бы даже осмелился сказать, что «балет на льду» родился в Петербурге. До этого никто в мире не делал».

- Известно, что в истории вашего ледового балета бывали непростые периоды…

– В 1992 году из-за экономических трудностей пришлось прекратить гастроли, сократить количество выступлений. В такой ситуации балет на льду пребывал до 1994 года. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба театра, если бы не появилось предложение выступить в США. Тур по Америке состоялся. Аншлаги, восторженные отзывы в прессе – нам сопутствовал феноменальный успех, многие годы упорного труда принесли свои результаты. «Классические танцовщики могут только мечтать о тех глиссе, пируэтах и па-де-де, которые осветили редкостным блеском театральный зал» – так писали о нас американские газеты.

.
Именно в США состоялось первое наше выступление на театральной сцене. Особая ледовая установка с переносным льдом, декорации и костюмы в специальных трейлерах следовали за артистами из штата в штат. Тогда в калифорнийской прессе появились такие строки: «Изящное скольжение и, кажется, без усилий совершаемые прыжки и поддержки делают сказку похожей на сон. Этот спектакль – успех всей труппы…».

 –  И успех уже следовал, точнее, скользил за вашим классическим балетом на льду.

– Именно так. К этому можно добавить, что балет на льду воспринимается зрителем более динамично, здесь нет статики, присущей классическому танцу. Фигуристы легко скользят, умудряясь делать все то, что присуще традиционной школе – арабески, батманы, фуэте; кроме того, они взлетают над ледовой поверхностью в головокружительных прыжках, добавляя зрелищу остроту и увлекательность. Я не спешу использовать в своих постановках передовые технологии, большие экраны и пиротехнику, веря в чистое искусство и полагаясь на естественный ритм, бьющийся в такт сердцам. Новые технологии – это прекрасно, но кто-то должен хранить историю искусства. Моя цель – приучить зрителя к настоящему классическому балету, а в «Щелкунчике» –  максимально соблюсти линию классического балета Чайковского. Все декорации к спектаклю сшиты вручную, мы вложили в постановку немало средств и всю душу, продумав досконально все, от балетных пачек до нарядов «от кутюр». Все эти элементы создают удивительную атмосферу, в которую полностью окунается зритель. «Щелкунчик» –  одна из лучших наших постановок, в которую вложено много усилий. Я всегда рад приезду в Израиль и полон воодушевления – ведь так непросто привезти «ледяной» балет в ваш  жаркий климат.2

 – Сколько артистов в вашей труппе? 

– На сегодняшний день – 40 артистов. Каждый из них не только отличный спортсмен, но и танцор, обладающий прекрасными хореографическими данными – пластикой, артистизмом, музыкальностью. Конечно, найти таких уникальных артистов очень сложно. В разные годы в нашем коллективе танцевали многократные чемпионы мира и Европы, двухкратные Олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, многократный чемпион мира и Европы, Олимпийский чемпион Алексей Уланов, призер чемпионатов мира и Европы по фигурному катанию и Олимпийских игр  Людмила Смирнова. Сегодня около 20 артистов имеют почетное звание мастеров спорта России за победы во Всероссийских и международных соревнованиях по фигурному катанию.

- Какие у вас планы на будущее?
– Я человек старомодный, хотя и люблю современную музыку… Мечтаю, если жизнь позволит, поставить «Тщетную предосторожность», «Коппелию» – там замечательная музыка. Эти балеты очень естественно «ложатся» в наш жанр. Посмотрим, что будет дальше.

 – В Израиль вы везете «Щелкунчик» – рождественскую сказку в наше раскаленное лето…

– И тем самым привезем вам немного прохлады – ведь  сорок танцоров-фигуристов  выступают, как уже было сказано, на настоящем льду. Речь идет о трудоемком дорогостоящем проекте, требующем использования передовых технологий управления климатом. Зрителям стоит учесть, что в залах будет прохладно. Поэтому – и я не шучу – захватите с собой в театр теплую одежду.

- Это похоже на сон и на несбыточную мечту – прохлада в Израиле в июле…

– В сказке, а особенно в такой как «Щелкунчик», возможно любое волшебство. И уверяю вас, что над сценой будет кружиться снег, а в ее центре на фоне декораций ручной росписи загорится яркими огнями нарядная рождественская елка. Добро пожаловать в вечную сказку!

****

Государственный балет на льду Санкт-Петербурга. «Щелкунчик». С 23 июля по 4 августа (Реховот, Хайфа, Иерусалим,  Беэр-Шева, Тель-Авив). В сопровождении Хайфского Симфонического оркестра (только в Тель-Авиве).

23 июля в 16:00 и в 19:00 – Международный фестиваль танца в Кармиэле

26 июля в 17:00 и в 20:00 – «Бейт ха-ам», Реховот

28 июля в 11:00 и в 18:30 – Центр конгрессов, Хайфа

30 июля в 17:00 и в 20:00 – «Театрон Иерушалим»

1 августа в 17:00 и в 20:00 – Центр сценических искусств, Беэр-Шева

3 августа в 11:00 и в 18:30; 4 августа в 11:00 и в 18:30 – Центр сценических искусств «Бейт ха-Опера», Тель-Авив

Продолжительность спектакля – два часа.

Заказ билетов по телефону: 072-2753221 или *3221, а также в офисах «F.G.K. Production» – 076-54696962

Заказ билетов online

Интервью подготовила Михаль Сонкина. Фотографии предоставлены Государственным балетом на льду Санкт-Петербурга и организатором гастролей – фирмой FGK Production

 

 

 

 

 

Баннер внутренней внизу

Подпишись на рассылку

Новости о самых важных, и интересных мероприятий в Израиле