Габи Ашкенази и Александр Македонский (сравнительный портрет двух полководцев)

поделитесь:

070418-D-7203T-027Любая проблема имеет два решения – одно простое, другое правильное.

Начальник израильского Генштаба Габи Ашкенази, как известно, любитель простых решений. Это роднит его с Александром Македонским, который на предложение развязать гордиев узел попросту разрубил его.

Однако  Александр  еще кое-что сделал в своей  жизни. Скажем, построил великую империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Империя  эта существовал несколько сот лет, став очагом греческой культуры. Если бы Александр только и сделал за свою жизнь, что разрубил гордиев узел, вряд ли он бы запомнился потомкам…

А вот Ашкенази гордиевы узлы (да и не только гордиевы – любой степени сложности) рубит  легко и быстро.

Год назад, например, израильские журналисты, падкие до сенсаций в период затишья, обнаружили, что командующий ВМФ Эли Мером любит посещать стриптиз-клуб «Go-Go» в Тель-Авиве. Не знаю уж, что это за преступление такое, однако в Генштабе заговорили об отставке. Ситуацию усугубляло то, что Мером, будучи в клубе, «держал в руках стакан виски», и  — о Боже – курил сигару!

Правда, все это  в свободное от службы время.

Непонятно вообще, почему болтунам сразу не дали окорот, и куда смотрела военная цензура. Да, командующий военно-морским флотом – тоже человек, и имеет право ходить в стрип-клубы, в рестораны и даже в туалет. Извините, в туалет не имеет права – в гальюн. Однако если в прессе написать о том, куда он ходит, то эта информация сделает адмирала уязвимым для террористов.

Ашкенази пальцем  о палец не ударил, чтобы защитить своего флотоводца.

Новая история  с массовыми увольнениями вообще не лезет ни в какие рамки.

Жена единственного  генерала-друза, служащего в Израильской  армии, Имада Фареса, попала в аварию. Мало того, она ехала при этом на служебном автомобиле своего мужа.

Факт, конечно, прискорбный, однако незаконное пользование служебным  автомобилем не является таким уж серьезным преступлением. Ну, выговор  можно за это объявить.

В прессе моментально  раздулся бешеный скандал – и Ашкенази отправил Имада Фареса в отставку.

Известно ли Ашкенази, сколько стоит подготовка одного генерала? Какой путь прошел мальчик из друзской деревни? И какую пенсию ему теперь придется платить? И то, что подобным поступком мы ухудшаем свои отношения с друзами –  и без того натянутыми в последнее время?

И главное –  какое серьезное преступление совершил боевой генерал, что его теперь выкидывают из армии? Родину продал? Сдался противнику? Всего-то – разрешил супруге воспользоваться  служебным автомобилем. Да, наверное делал он это не раз и не два. Но при всем желании это никак не тянет на серьезное должностное нарушение.

Все, чего добился  Ашкенази – проявил подобострастность  перед прессой. «Чего изволите?»

На днях произошла  еще более вопиющая история.

В израильской  армии служил бригадный генерал Моше Тамир по кличке «Чико», командующий дивизией «Газа». В позапрошлом году Тамир разрешил своему 14-летнему сыну покататься на служебном «трактороне» (квадроцикле). Нет никаких свидетельств того, что он делал это хотя бы несколько раз.

В результате поездки мальчик попал в аварию (впрочем, не слишком серьезную). Надо сказать, что Тамир пытался скрыть эту информацию… Хотя стоит признать и то, что существенных, серьезных проступков совершено не было. Да, катался на служебном «трактороне» (1 раз). Да, влетел в чужую машину – а генерал, чтобы не раздувать скандал, хотел отремонтировать все за свой счет и на этом замять дело.

В общем, за такие  дела можно бы влепить генералу строгий  выговор. Даже и с занесением в  личное дело. Однако опять же – вряд ли подобное преступление можно счесть серьезным.

Однако военный  суд низшей инстанции принял другое решение. Он долго разбирал дело генерала, и наконец решил понизить его до полковника, и приговорить к трем месяцам заключения условно. На мой взгляд, решение чересчур суровое. Так же подумал и Тамир, подав на апелляцию.

Апелляционный суд согласился с Тамиром, и принял более мягкое решение – не понижать генерала в звании, но и не повышать в течение двух лет. Расчет суда понятен  – квалифицированные специалисты  стоят дорого, разбрасываться ими не стоит, а Тамир ничего особо криминального не совершил.

Тем не менее  начальник Генштаба Габи Ашкенази имел на это дело свою точку зрения. Почему-то эта точка зрения совпала с  точкой зрения левой прессы, которая  с пеной у рта требовала отставки Тамира. Сказано – сделано, Тамир отправлен в отставку.

То есть решение  Ашкенази было даже более строгим, чем  решение суда, и на взгляд многих – совершенно неадекватным.

Кстати, в аналогичную  же историю попадал и генерал  Уди Шани – однако ему повезло, что на момент совершения проступка он уже находился в запасе. Генерал доверил служебную машину сыну, тот не справился с управлением, и врезался в стену. Жертв и разрушений не было, а машину генерал отремонтировал на собственные деньги. Не сомневаюсь, что будь он на службе – Ашкенази уволил бы и его.

Кстати, сам командующий  никогда не бывает виноват. Вот, скажем, в прошлом году выяснилось, что  служащие в Генштабе солдаты похитили у Ашкенази кредитку. Рассказ из числа анекдотов… Если генерал-лейтенант не способен уберечь собственную кредитную карточку, то как он обращается с секретными документами? Извините, но то ли генерал – разгильдяй, то ли у него в штабе служат отпетые мошенники… В любом случае своей вины Ашкенази не нашел, а солдаты-воришки были строго наказаны… К счастью, их фантазия не залетала дальше кредитной карточки генерала. Хотя наверняка в Генштабе имелись и более ценные вещи.

В общем, кое  в чем Ашкенази уже сравнялся  с Александром Македонским. Узлы он предпочитает на распутывать, а рубить – чуть что, увольняет сразу. Нет человека – нет проблемы, это еще товарищ Сталин заметил.

Осталось только одержать выдающиеся победы. Вот с  этим-то у Ашкенази как раз проблемы. Так что, боюсь, в историю он войдет просто как человек, который не смог развязать ни один гордиев узел.

Хаим Грец

поделитесь: