За 20 лет существования балетного фестиваля «Занавес подымается» — старт-апа для хореографов — в Израиле выросло новое поколения танцовщиков- исполнителей и постановщиков. Занавес подымается для того, чтобы молодые израильские хореографы («молодые и независимые» как они усердно подчеркивают уже два десятилетия) смогли представить публике премьеры своих камерных, экспериментальных, альтернативных и, зачастую, и эксцентричных работ.
Главное отличие «Занавеса» от других подобных фестивалей, проходящих в Израиле, – денежная поддержка. Молодым хореографам, спектакли которых будут представлены с 24 ноября по 14 декабря в тель-авивском балетном центре Сузан Далаль и в зале Ребекка Краун в «Театрон Иерушалаим» (при поддержке дирекции Иерусалимского Фестиваля Израиля) бесплатно представляются репетиционные площадки, услуги осветителей, звукорежиссеров, костюмеров, консультантов всех мастей, логистика, совет да любовь и в дополнение – семьдесят процентов доходов от продажи билетов.
Фестиваль «Занавес подымается» дает возможность независимым, то есть не попавшим в крупные ансамбли на постоянную зарплату или людям с сильным характером, молодым или все еще считающимся молодыми по критериям Министерства культуры хореографам, работающим с небольшими группами танцовщиков, собирающимися для определенных проектов, выступить с премьерами — на сей раз их будет 14, распределенных на 6 программ-«занавесов» фестиваля.
В Министерстве культуры считают, что «поддержка этого фестиваля позволяет воспитывать следующее поколение молодых балетмейстеров». Считают настолько серьезно, что в этом юбилейном году взращенные на прошлых 19 фестивалях хореографы призваны к воспитанию преемников. На 20-м «Занавесе» нет единого художественного руководства фестиваля, хотя двумя прошлыми руководил режиссер Мики Гуревич из театра «Хан», а до него – Нава Цукерман из театра «Тму-На». Вместо того, чтобы назначать одного сурового начальника из театральных кругов, 20-м «Занавесом» руководят 6 израильских хореографов – то самое уже выросшее фестивальное поколение, в свое время получившее путевку в сценическую жизнь на этом фестивале. В этом году за каждым из 6 «занавесов»-программ стоит «устоявшийся», ныне уже известный хореограф и кто-либо из молодых исполнителей, с ним\с ней знакомый, сотрудничающий, танцующий в его\ее\их труппе. Но, несмотря на такое многоголовое руководство, фестиваль не стал в шесть раз разнообразнее тематически. Судя по всему, ныне всех интересует одно — как выразить в балете поиски собственного «я», как отразить в движениях отношение к жизни, миру, к людям любимым и не любимым. У кого-то это получается складно, у других – угловато, но зато с новыми идеями.
Вот имена тех, кто когда-то начинал на этом фестивале, а теперь руководит – каждый шестой его частью. Ноа Дар — премьерная работа ансамбля Ноа Дар «Мы» и балеты Майи Бринер и Ирада Мацлиаха – 5-й «Занавес». Нимрод Фрид — премьера работы его ансамбля «Тами» «SubText» и работа Анат Григорио и Дафи Эльтабаб – 1-й «Занавес». Яара Долев — ансамбль «Тель-Авив» с премьерой Blossom и в качестве гостя молодой хореограф Михаэль Миллер с работой «Номер шесть» — 4-й «Занавес». Ноа Вертхаймер — ансамбль «Вертиго» с премьерой «Мана» и работой Эльада Шехтера «Рони». Нив Шенфильд – Орен Лаор и их ансамбль показывают работу «Раззява» и «В ночи» в хореографии их коллеги Ноа Шедур, работающей сейчас в Европе – 6-й «Занавес». Ясмин Годер и приглашенная ею для участия в фестивале хореограф Ирис Эрез показывают премьеру самой Годер «Love Fire» и балет «Намбия» на 3-м «Занавесе». Еще один — гостевой — занавес поднимется на премьере в Израиле новой работы театра Инбаль Пинто и Авшалома Полака «Траут»
Перед фестивалем мне удалось поговорить с одним из его художественных руководителей — Ясмин Годер.
Ясмин Годер – натура независимая, более того – дерзкая. Ее балеты – всегда эпатаж, вызов, всегда «анти» — «анти» принятым условностям, рамкам, канонам. И вдруг — «Love Fire», поставленный по заказу. Ей самой было очень странно и непривычно работать в заранее заданных условиях, но на сей раз таковы были правила игры Лионского института современного балета, пригласившего нескольких хореографов для создания постановок, раскрывающих эстетику и романтизм вальсов. Для «Love Fire» Ясмин Годер использовала музыку из вальсов Штрауса, Сибелиуса и Шостаковича. Эстетика романтизма через жесткий израильский взгляд, с большой дозой юмора и иронии и с неким «петляющим» от контр-взглядов подходом. Как и в своей предыдущей работе «Ахушилинг, singular sensation» Годер работала вместе с драматургом Ициком Жюли, танцором Эраном Шани и художником Йохаем Матусом. И хотя Ясмин Годер в творчестве – горда и неприступна, фестиваль «Занавес подымается» с его рамками, пусть не столь жесткими как в Лионе, оказал на ее хореографию существенное влияние, и оказал ей самой немалую поддержку.
— Что для вас означает этот фестиваль? Некий проходной этап или постоянное мероприятие с вашим участием?
— Фестиваль «Занавес подымается» был для меня чрезвычайно важен в период между 1999-м и 2004-м годом, когда я ежегодно представляла на нем свои новые работы. Я знала, что каждый год к определенной дате я должна подготовить новую работу. Фестиваль был для меня якорем в плавании независимого хореографа, на скользком пути самостоятельности. К тому же сама идея «Занавес подымается» — бюджет, продюсерская помощь, бесплатная сцена и звукооператоры, реклама и продажа билетов – давали возможность ставить спектакли на таком уровне и в таких условиях, о которых раньше и не мечталось. Думаю что я — сегодняшний хореограф Ясмин Годер — во многом сложилась благодаря этому фестивалю, в рамках которого освоила специальность хореографа, поняла, как развить наилучшим образом свой талант. Благодаря этому фестивалю я приобрела своих постоянных зрителей — ту публику, для которой творю и сегодня.
— Что вы думаете о новой коллегиальной системе художественного руководства фестивалем?
— Это интересная идея, которая только проверяется. Концепция художественного руководства в балете развивается вместе с самим современным балетом, так почему бы не проверить, как это будет работать в иных условиях?
— Вы представляете две столь разные работы – свою и Ирис Эрез. Что их связывает?
— Чувственность и желание определить границы чувственности. «Намбия» Ирис Эрез – это балет о желаниях, о необходимости чувств, о попытке найти границы боли, край чувственности. «Намбия» — это сценическая лаборатория, где опыты ставят 3 танцора и где на трех танцорах проводят эксперименты, а модель и объект опытов – это тело и воспоминания. Тело дает возможность чувствовать, воспоминания же помогают установить границу между представляемым и реальным.
В моей же постановке «Love Fire» я прежде всего отталкивалась от саундтрека – от мелодий известных вальсов. Романтика вальсов сквозь мое личное чистое восприятие эстетики. Что такое романтика? Желание влюбиться может быть выражено как в головокружении, так и в пластических или хореографических образах, разрушающих стереотипы о женском и мужском начале.
Эстетизм романтики в вальсах Штрауса и Сибелиуса – уже запутанно, но новый спектакль «Траут» Инбаль Пинто и Авшалома Полака представляет собой куда более сложное балетное сооружение – как в идейном плане, так и в «инженерном». Действие «Траута» проходит в бассейне, символизирующем яму, глубокий подвал, колодец. Для израильской премьеры «Траута» переоборудован один из залов тель-авивского Центра Сузан Далаль – зал имени Ярона Йерушалми. Музыку в этом спектакле «вживую» исполняют музыканты авангардной группы Kitchen Orchestra из Норвегии, где Пинто и Полак и познакомились с этим коллективом в центре искусств города Ставангер, выбранного в прошлом году культурной столицей Европы. В спектакле — множество символов и сюрпризов, хотя бы таких, как говорящие стены, у которых в буквальном смысле есть уши, и участвуют в нем, помимо танцоров труппы Пинто-Полак, певица, актеры, музыканты и художники. Поскольку такая логистика требует сложной подготовительной работы, то израильская премьера «Траута» с 5 по 12 декабря приурочена к фестивалю «Занавес подымается», в программке которого анонсировано, что «Траут» — это «сумрачное туманное представление о розовом будущем».
«Траут» был поставлен по заказу центра «Tou Scene» (http://www.touscene.com/) в Ставангере. Пинто-Полак были приглашены в «Tou Scene» для того, чтобы работать вместе с норвежскими артистами и выбрали для совместной деятельности Kitchen Orchestra (http://kitchenorchestra.no/) – норвежский музыкальный коллектив, состоящий из людей талантливых, честолюбивых, играющих в различных стилях. А еще немаловажную роль сыграла архитектура здания «Tou Scene», бывшей пивоварне, нависшей над фиордом.
Сюрреалистическая таинственная абсурдная атмосфера волшебной сказки — как всегда бывает в театре у Инбаль Пинто и Авшалома Полака — возникла в сотрудничестве с художниками Томом Талилем и Тальей Бэк, начавшим возводить говорящие стены «с ушами» в центре Дигитального искусства в Холоне и позже приехавших со своими идеями в Норвегию, где они подхватили давние разработки американского мультимедийного художника стиля land-art и сюрреалиста Гордона Матта-Кларка, переделывавшего старые здания в художественные инсталляции. Если заранее приоткрыть «Занавес» в зале Ярона Йерушалми, то станут видны и рояльные струны, вмерзшие в лед, скрипящие металлические листы и много текста, висящего в пространстве.
Инбаль Пинто и Авшалом Полак говорят, что как только они вошли в здание старой пивоварни «Tou Scene», то поняли, что именно здесь и будет поставлен их новый спектакль. И не в последнюю очередь потому, что в центре искусств в Ставангере работают люди любопытные и понимающие, всегда готовые к сотрудничеству с новичками. В том же центре Пинто-Полак познакомились с Kitchen Orchestra – необычной группой из 25 музыкантов, ни на что и ни на кого не похожих, всех возрастов, исполняющих музыку всех стилей от классики и джаза до электронной музыки. Музыка от Kitchen Orchestra рождалась как раз на кухне — репетиционной, и в немалой степени порождена стенами зала, в которых установлены уши-микрофоны, чутко реагирующие звуками-мелодиями на каждое прикосновение танцовщиков.
Kitchen Orchestra предпочитает импровизацию и потому каждое выступление с ним — уникально. В Израиль приезжают 5 музыкантов этого оркестра, среди которых вокалистка Стина Мотланд.
Несколько вопросов к Авшалому Полаку перед фестивалем «Занавес подымается».
— Вы и фестиваль — как давно началась ваша связь?
— Так давно, что я уже и не помню. Мы не раз выступали в его программах. Фестиваль давал нам возможность развиваться, хотя ставил нас в некие рамки – ограничивающие и направляющие одновременно. Молодым хореографам такие рамки необходимы. Благодаря консультациям профессионалов и продюсеров «Занавес подымается» позволяет полностью сосредоточиться именно на творчестве, забыть о «бытовых» нуждах и тем самым дает возможность молодым хореографам войти именно в мир танца, а не фаундрейзинга.
— «Траут» вы поставили в похожих тепличных рамках, но в холодной Норвегии.
— Старая пивоварня в Норвегии, где мы придумывали «Траут», оказалось очень теплым местом для независимых актеров, для тех, кто хочет быть первым в поиске. Этот центр искусств настолько отличен от других своей «неконвенциональностью» и настолько необычны люди, его поддерживающие, что «Траут» вышел непохожим на наши предыдущие спектакли. В Ставангере сохранился идеализм в творчестве и культуре. Это чувство идеализма передано и в спектакле.
— Идеализм требует поддержки — в том числе и технической. Ваш спектакль проходит в бассейне – как вы решили эту «мокрую» задачу?
— В Израиле нам выделили зал Ярона Йерушалми. Мы в нем работаем денно и нощно и приспособили стены и пол этого зала к «Трауту». Большинство репетиций проходили «всухую» — и только в последние недели мы перешли на «водную» сцену, превращенную в глубокий подвал. Вибрация зала – также часть спектакля.
— Что вы думаете о новой системе художественного руководства – это шестиголовая гидра или шесть новых героев?
— Еще рано обсуждать, что из этого выйдет. На мой взгляд, личность в художественном руководстве любого фестиваля чрезвычайно важна. Темперамент, натура всегда влияют на характер такого мероприятия. Но с другой стороны, прекрасно, что решились на такой опыт, что сразу несколько хореографов могут испытать себя в другом амплуа и представить молодых коллег. Я — сторонник экспериментов, а это и есть эксперимент, результаты которого станут ясны после того, как «Занавес» опустится.
http://www.youtube.com/watch?v=NjMJOwbg8fk
Расписание фестиваля «Занавес подымается» — на сайте www.suzannedellal.org.il