Фильмы-участники Венецианского фестиваля — на yes3

поделитесь:

vomen without men1В нынешние новогодние праздники по еврейскому календарю телезрителям канала  yes3 предстоит увидеть 30 картин, участвовавших в разные годы в конкурсной программе и удостоенных призов старейшего международного кинофестиваля в Венеции. Среди этих ярких телетрансляций – несколько всеизраильских эксклюзивных премьер.

8 сентября в 22.00 будет показана лента» Ночной дозор» («Nightwatching») знаменитого британского художника, режиссера, писателя, поэта, обладателя звания «Командора Ордена Британской Империи» Питера Гринуэя.

Для стиля Гринуэя – профессионального художника – характерна тончайшая проработка каждого кадра и создаваемое им изображение всегда прекрасно. Сюжеты могут быть условны, даже гротескны, но всегда хорошо продуманы и глубоки. Гринуэй признавался, что не ощущает себя в полной мере режиссером, по-настоящему его интересуют живопись и литература.

Киноизображение в фильме Гринуэя «Ночной дозор» 2007 года, как и в прежних его работах, необыкновенно живописно. Тема, интересующая режиссера, – история, связанная с появлением художественного шедевра Рембрандта. Сюжет интригует: во время создания картины «Ночной дозор» был убит один из персонажей, и  художник (в его роли снялся Мартин Фриман) принимается за собственное расследование. Это обстоятельство и версии расследования, выдвинутые  Рембрандтом, по мнению режиссера, нашли отражение  в картине художника. Гринуэю удается  соединить воедино историческую подоплеку, детективную завязку, затронуть тему социальной роли искусства в жизни общества. «Ночной дозор» может быть одинаково интересен и любителям кино, и искусствоведам:  автору явно нравится  эпатировать знатоков.

10 сентября в 23.55 на канале yes 3 — очередная всеизраильская премьера дебютного полнометражного художественного фильма, снятого  знаменитой фотохудожницей из Ирана, арт-звездой  Ширин Нешат «Женщины без мужчин» («Women Without Men»). В 2009 году этот фильм стал призером Венецианского кинофестиваля.

Как и героини ее фильма,  режиссер не смирилась с последствиями иранского путча, когда к власти в стране пришли исламские экстремисты. Она закончила калифорнийский университет и очень скоро завоевала широкую международную известность как автор революционных фоторабот с новаторским стилем, которому  многие стали подражать. В своем творчестве Ширин Нешат впервые затронула тему  женщины и ислама. Впервые на снимках, изображающих  женщин в парандже,  появилось  оружие – то дуло пистолета, выглянувшее  из-за виска, то ствол автомата, зажатый ногами… Эти образы пророчески воплотились в творчестве Нешат еще до того как исламский Восток стал повсеместно ассоциироваться с терроризмом и «поясами шахидок». В ее творчестве Восток предстал манящим и одновременно пугающим.

Дебют Ширин Нешат в кино совпал с обострением международной ситуации, связанной с опасной  позицией Ирана. Мысли, высказанные режиссером, образы ее героинь оказались особенно актуальны и интересны  широкому кругу зрителей. Ширин экранизировала произведение Шахрнуш Парсипур, средствами кино рассказав историю четырех женщин разного социального положения и культурного уровня на фоне иранского путча  1953 года. Героини, каждая из которых по-своему  пытается противостоять классовым и гендерным ограничениям общества, оказываются вместе в уединенном заброшенном доме…

Многие специалисты подчеркивают, что эта необычная лента с  четким визуальным рядом, где каждый кадр выверен до миллиметра, стала закономерным итогом непростого пути арт-звезды иранского происхождения.

 

Среди тех, чье имя было на слуху во время фестиваля в Венеции в 2006 году, был Цай Минлян — сценарист, режиссер и оператор в одном лице. Его фильм «Я не могу спать один» («I Don»t Want To Sleep Alone») завоевал на фестивале приз Cinema avenire. Всеизраильская эксклюзивная  премьера этой картины состоится 11 сентября  на канале yes3. Минлян славится своим режиссерским  минимализмом, его картины по-особому поэтичны. Обычно он снимает на Тайване, но на сей раз впервые работал в городе Куала-Лумпур в Малайзии, на своей родине. Судьба картины «Я не могу спать один» необычна, ее предсказал режиссеру местный прорицатель, посоветовав найти водоем. Впоследствии именно по темной воде уплывают в финале герои фильма.

Цай Минлян  всегда интересовался темой положения рабочих-иммигрантов, которая ему лично близка. Он и себя, несмотря на завидную карьеру, все еще считает  чужим. Как это происходит, что в Малайзии импортируют дешевую рабочую силу из Бангладеш и Индонезии, а свою собственную экспортируют в Сингапур и Японию? Эти вопросы не дают Минляну покоя. Герои картины  – выходцы из разных стран, а объединяет их… матрас. Это и единственное имущество изгоев общества, и некий предмет роскоши, ложе любви, постель больного, спасительная лодка, наконец, аксессуар-символ. Неслучайно именно матрас был вещественным доказательством в ходе суда над министром финансов Малайзии, обвиненном в коррупции и содомии.

Своих неприкаянных героев, их отношения, их любовь автор картины снимает с огромной нежностью. Любопытно, что сцена любви снимается на фоне некого природного катаклизма: весь город окутывает ядовитый туман от страшных пожаров. Эти сцены сейчас, увы,  покажутся зрителям особенно актуальными.

 

 

 

Tags:
поделитесь: