Очередь за дарконами?

поделитесь:

Знаете, что такое верблюд? Это лошадь, прошедшая три чтения в парламенте … поэтому можно только надеяться, что Кнессет и МВД не выхолостят законопроект депутатов от партии НДИ Юлии Малиновской и  Одеда Форера, который призван упростить получение международного паспорта вида «даркон» новыми репатриантами.

8 марта 2017 года парламент Израиля принял в предварительном чтении поправку к Закону о паспортах, согласно которой МВД не сможет отказать в дарконе новому репатрианту только потому, что тот еще не пустил корни в Израиле.

Я не хотел комментировать законопроект. И совсем не потому, что имею что-то против него. А в силу понимания, что от законопроекта до закона путь может быть очень долог. Однако наша коллегия была буквально завалена вопросами, и некоторыми соображениями я решил поделиться уже сейчас.

Исходная точка, Закон о паспортах, гласит, что израильские граждане имеют право на получение даркона. В 2002-ом году в Закон о паспортах была внесена поправка, наделяющая министра внутренних дел имеет правом выдать израильским гражданам лессе-пасе вместо даркона в случае, если они «не пустили корни в Израиле». Так были законодательно закреплены решения Верховного суда по делам Лучанского и Патронюка. В этих делах Верховный суд утвердил право МВД не выдавать – или не продлевать – дарконы новым репатриантам, которые не живут в Израиле. В деле Патронюка МВД представлял молодой, по подающий большие надежды адвокат Шай Ницан. Ныне – генеральный прокурор Израиля.

Начало этой политике было положено в … 1964 году, когда израильский совмин принял эпохальное решение за номером 303: израильское гражданство является необходимым, но недостаточным условием для  получения даркона новыми репатриантами. Причиной принятия этого решения был переезд румынских евреев через Израиль в Германию – что через двадцать лет после Холокоста было в Израиле очень болезненно.

В деле Патронюка – через 30 лет, в 1995-ом году – МВД выдвигало два аргумента. Во-первых, государство не хочет, чтобы люди репатриировались только ради даркона. Во-вторых, выдача дарконов тем, кто не живет в Израиле, может привести к тому, что они будут нарушать визовый режим стран-партнеров, и те обидятся и отменят возможность безвизового въезда для израильтян. И законопослушные израильтяне, проживающие в Израиле, пострадают.

Как вы понимаете, аргумент о том, что все новые репатрианты, получив даркон, тут же бросятся нарушать визовый режим и незаконно зависать в Германиях и Франциях уже в середине девяностых не очень соответствовал действительности, а сегодня он вообще сродни позиции полиции о том, что дарконы жизненно необходимы русским уголовникам.

Четко прописанных процедур касательно условий получения даркона новыми репатриантами МВД не публикует. В одном из дел, которые я вел против МВД, сотрудница генпрокуратуры не просто призналась, что директивы, касающиеся выдачи дарконов, существуют только в устной форме, но и с пеной у рта отстаивала необходимость их сокрытия от населения. По ее словам, если бы они были письменными и публичными, люди могли бы … под них подстраиваться. Аргумент, что в демократической стране не может существовать неписанных директив, на эту госслужащую никакого впечатления не произвел.

Директивы скупо говорят, что новый репатриант, проживший в Израиле год после репатриации, получает даркон на пять лет. В течение этого времени МВД проверяет, заслуживает ли новый репатриант высокого звания резидента Израиля. Наша практика доказывает, что если новый репатриант прожил в Израиле три года из пяти, из любых пяти, не обязательно из первых, нам удается убедить выдать ему даркон: либо через МВД по-хорошему, либо через суд по-плохому.

Однако вернемся к законопроекту. Меня пугает легкость, с которой министр внутренних дел – от религиозной партии ШАС – согласился его поддержать

Возможны несколько сценариев развития событий. Четыре пессимистичных, и один оптимистичный.

Первый пессимистичный вариант: законопроект затеряется по дороге, и так и не станет законом. Нынешнее согласие министра внутренних дел, увы, не гарантирует, что в случае изменения конъюнктуры он не захочет отыграться на русскоязычных репатриантах – которые не составляют его электорат – и на их представителях в Кнессете.

Второй пессимистичный вариант: законопроект будет принят, но его текст будет выхолощен.

Третий пессимистичный вариант: законопроект будет принят в нынешней версии, но будет выхолощен его смысл. Например, МВД будет выдавать даркон новым репатриантам не через год, а сразу. Но на один год. Или на полтора. Ладно, на два. И будет считать, достаточно ли времени они провели за этот период в Израиле, и в зависимости от этого продлевать даркон, или выдавать лессе-пасе.

В этом случае под ударом окажутся в первую очередь бизнесмены, которые вынуждены делить свое время между несколькими странами, не оседая в Израиле. МВД определенно увидит в этом проступок, который карается отлучением от даркона.

Конечно, нормативы пребывания в Израиле, необходимого для продления даркона, будут непубличными, и снова русскоязычные новые репатрианты будут чувствовать, что их дискриминируют, и им будет нечего ответить.

Безусловно, возможен и оптимистичный вариант развития событий: государство перестанет, наконец, делить своих граждан на первый и второй сорт, и начнет выдавать дарконы на общих основаниях, делая «точечные» исключения только для тех, например, кто регулярно теряет даркон, или совершает с помощью даркона какие-то неблаговидные деяния. Такой унификацией государство избавит себя от сложных дилемм, чиновников МВД лишит полномочий, но освободит им массу времени, а нам, адвокатам, это несколько сократит объем работы. Я переживу.

Только в этом варианте можно надеяться, что даркон смогут получить не только «новые» репатрианты, он и репатрианты «старые».

Вы, вероятно, ищете четвертый пессимистичный вариант … Он самый пессимистичный. Допустим, что партии НДИ удастся закрепить в законе напрямую: министр ВД не имеет права отказать в дарконе новому репатрианту. К сожалению, в этом случае МВД может просто «передвинуть линию фронта», серьезно ужесточив репатриационную политику.

Я очень опасаюсь, что МВД решит: «Вы заставили нас выдавать даркон каждому репатрианту!? Никаких проблем, мы перестанем давать гражданство Израиля тем, кому мы не выдали бы даркон». То есть всем «слишком» успешным – бизнесменам, топ-менеджерам, любителям попутешествовать, известным и богатым …

Это очень хорошо вписывается в новую политику закручивания гаек в вопросе репатриации, о которой мы писали в статье «Не пора ли поторопиться с получением израильского гражданства«. Описываемая там история имела продолжение, причем весьма негативное – но об этом мы расскажем в одной из следующих статей.

© Адвокат Эли Гервиц

© Иллюстрация — Photo by Flash90

поделитесь: