В конце мая — начале июня Израильский балет даст несколько представлений легендарной «Жизели» – одного из красивейших классических балетов романтического периода. Для исполнения партий Жизели и Альберта главная танцевальная труппа страны пригласила ведущих солистов Большого театра Народную артистку России Анну Антоничеву и Заслуженного артиста России Александра Волчкова. В преддверии гастролей Александр Волчков рассказал о подготовке к работе с труппой Израильского балета и о своих творческих планах.
Нынешний его приезд в нашу страну – не первый. Он уже бывал здесь с труппой Большого театра несколько лет назад, и у него остались самые приятные впечатления от посещения Израиля и зрительского приема. Что касается Израильского балета, то ему до сих пор не приходилось работать с этим коллективом, но по отзывам своих коллег, бывавших здесь, он надеется на успешное сотрудничество.
— Для меня это будет новая встреча, — сказал танцовщик,- и мне очень хочется, чтобы зритель меня принял и понял.
— Как поступило предложение выступать с труппой Израильского государственного балета?
— Балетный мир довольно тесен, не так много танцовщиков и балерин, и все знают всех. Все было просто: на меня вышли, позвонили, пригласили. Получилось удачно по срокам, по времени, и я с удовольствием согласился, подписал контракт.
— Вы танцуете в паре с Анной Антоничевой. Известно, что вы с ней до этого уже не раз выступали вместе. Как складывались ваши отношения? И как вам работается вместе сейчас?
— Мне приходилось много танцевать с Аней, и это всегда удовольствие. Она очень внимательна, что исключительно важно для партнера. Все поддержки очень удобно делать, потому что она очень хорошо выучена. Я очень рад, что именно с ней я еду на гастроли. Хотя я не могу сказать, что я придирчив к балеринам. Могу танцевать со всеми. Но с некоторыми, особенно с Аней Антоничевой, безусловно, очень удобно, комфортно танцевать, что добавляет много положительных эмоций.
— В Израиль вы приезжаете, чтобы исполнить главную партию в балете «Жизель». Вы танцуете этот балет на протяжении девяти лет. Как изменился образ Альберта за это время? Повлияли ли на него перемены в вашей жизни? И какова ваша трактовка героя?
— Альберта можно трактовать и танцевать по-разному. Сложно определить с самого начала, положительный это герой или отрицательный. Сейчас я уже понимаю, что может быть, изначально я делал что-то неправильно, потому что был молод и жизненные позиции у меня были другие. Но сейчас я надеюсь, что сложилась уже более ясная картинка для меня. Образ Альберта я вижу так: скорее всего он действительно обольститель, который находит очередную деревенскую девушку. Он влюбляет ее в себя, играет с ней. Но история заканчивается трагедией, которая изменяет его сущность, ломает коренным образом. И Альберт становится совершенно другим человеком. Через смерть Жизели он просветляется.
— Насколько технически сложна роль Альберта?
— В технике всегда можно что-то усложнить. Когда артист набирает технический уровень, как у нас говорят, растет, можно добавлять какие-то элементы. Начинал я с одних элементов, впоследствии добавились другие. С каждым годом техника тоже меняется. Добавляются больше пируэтов, новые сложные прыжки.
Но все-таки мне кажется, что в «Жизели» прежде всего очень важно вести роль от начала и до конца. А движение уже должно идти за ролью, как бы в помощь. Понятно, что движения важны в любом балете, но в «Жизели», как ни в каком другом, особенно. Любой прыжок здесь — это как речь: герой просит прощения, умоляет не убивать его. В этом балете прыжки и движения «говорят».
— Вы танцуете очень разноплановых героев. Как вы внутренне готовитесь к каждой новой партии? Есть ли у вас любимый балет?
— Я могу сказать, что люблю хореографию Григоровича, в частности, балет «Спартак». Там я танцую Красса, это очень интересный образ. Еще один мой любимый балет — «Легенда о любви», в котором я исполняю роль Ферхада. Эти образы характеризуются интересным мужским танцем. Оба моих любимых героя — мужчины на сцене, это изначально роли с мужским потенциалом, мужскими прыжками, мужскими движениями, жестами. К такому же типу балетов можно отнести и «Пламя Парижа» с хореографией Ратманского.
Менее ложатся на душу такие балеты как «Спящая красавица», где герой — это просто принц. Такой балет — скорее игра на сцене. Он более искусственный и холодный. Это очень строгая классика, созданная по определенным канонам, которые нельзя рушить. Артист находится в очень твердых рамках, сложно отступить на шаг вправо-влево, дополнив что-то свое.
***
Премьер Большого театра Александр Волчков родился в Москве в 1979 году. В 1997 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Леонида Жданова, и был принят в труппу Большого театра. За время работы в основном составе труппы, сначала в кордебалете, а затем в качестве солиста, Александр исполнил и продолжает исполнять множество партий классического и неоклассического репертуара. В их числе: Феб (”Собор Парижской богоматери”), Принц Дезире (”Спящая красавица”), Красс (”Спартак”), Базиль (”Дон-Кихот”), Граф Альберт (”Жизель”) Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича); Ферхад («Легенда о любви»), Парис («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первый исполнитель; Лизандр («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) ; Герой («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина); Принц Зигфрид («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) и другие.
В 2001 г. Александр Волчков завоевал II премию на Международном конкурсе молодых артистов балета в Казани. В 2008 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания». В 2010 г. был удостоен звания «Заслуженный артист России».
Только что в Москве прошла премьера нового балета Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии», в основу которого легли произведения Оноре де Бальзака. В этом представлении Александр Волчков исполнил главную партию.
***
Израильский балет, возглавляемый Бертой Ямпольской и отметивший в нынешнем году свое 44-летие, — единственный в нашей стране репертуарный танцевальный коллектив, с равным успехом исполняющий балеты классического, неоклассического и современного направлений. Сегодня в труппе Израильского балета 35 исполнителей, профессионалов самого высокого уровня. Большинство – питомцы русской балетной школы, выпускники лучших хореографических училищ России и СНГ, за плечами многих работа в самых престижных театрах России и Европы. За четыре десятилетия своей жизни Израильский балет поставил и исполнил не один десяток спектаклей. В их числе «Дон-Кихот», «Жизель», «Спящая красавица», «Онегин», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Золушка», «Пахита», «Шопениана», балеты Джорджа Баланчина, современных зарубежных хореографов.
Спектакли Израильского балета «Жизель» при участии солистов Большого театра Анны Антоничевой и Александра Волчкова пройдут 25 мая на сцене хайфского «Аудиториума», а 30, 31 мая и 1 июня – в тель-авивском Центре сценических искусств. Начало всех представлений в 20.00
Беседовала Алла Володарская
Фотографии предоставлены Израильским балетом.