Вид на изгоев с Женевского озера

поделитесь:

luzminiБолее пасторального места, чем город Монтрё на швейцарской Ривьере, для проведения конференции найти трудно. Тем не менее, очередное 16-е заседание Международного форума по предотвращению ядерной катастрофы состоялось здесь, на берегу Женевского озера. Приехали, поклонились памятнику писателю Набокову (тут он вынашивал свои шедевры), сидящему в странной компании великих джазовых музыкантов (здесь каждое лето проходят фестивали) и погрузились в довольно тревожную действительность.
— Швейцария, — сказал в своем вступительном слове президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, — возможно, не лучшая страна для лечения, но лучшая для выхаживания.
Я бы добавила, и для вынашивания совершенно новой для этой авторитетной организации идеи — начать исследовательские работы по выявлению условий и признаков приближения ядерных технологий государств-изгоев к «красной черте», за которой уже маячит реальная атомная угроза. В этом случае потребуются экстренные решения и адекватные меры по предотвращению подобной эволюции.
О Северной Корее и Иране на заседаниях Люксембургского форума говорят много лет, но сегодня опасения вызывают и Алжир, и ряд африканских и азиатских режимов. 22 государства не ратифицировали договор 1997 года о нераспространении ядерного оружия. Другими словами, когда неядерные государства в соответствии с положениями Договора имеют право на полный ядерный цикл в интересах развития собственной ядерной энергетики, но при этом появляются признаки того, что они пользуются этим правом для незаконного создания оружейных технологий, возникает вопрос: что же с ними делать?
Производить сырье для собственной атомной энергетики сегодня намного дороже, чем закупать его у стран-производителей. А если к тому же наблюдается строительство соответствующей инфраструктуры, углубление под землю и сокрытие объектов, препятствие к допуску инспекторов МАГАТЭ, выводы напрашиваются сами собой. Значит, прежде всего необходимо ограничивать право государства-изгоя на полный ядерный цикл. Об этом весьма доходчиво говорил председатель Совета директоров Стокгольмского института проблем мира Рольф Экеус.
Контролируют ли ситуацию инспекторы МАГАТЭ? Далеко не всегда и не везде, свидетельствует печальный опыт. Поэтому возникла идея создания Исследовательского центра – компетентного органа специалистов по ядерным вооружениям. Эксперты Форума уверены, что ограничения для стран-изгоев должны быть более жесткими, чем соответствующие резолюции Совета безопасности ООН. Взять хотя бы запреты для Ирана по обогащению урана, сформулированные в этих резолюциях. Об условности запретов может свидетельствовать позиция «шестерки» на переговорах с Ираном, которая предлагает компромиссные решения, разрешающие ограничить обогащение урана только до 20 процентов и обогащать его до топливного уровня. Тем самым по существу подрывается авторитет СБ ООН.
По мнению Вячеслава Кантора, безопасная толерантность предполагает «границы терпения», за которыми должны начинаться жесткие меры. Применительно к Ирану это не только санкции, но и полная блокада. Один из столпов Люксембургского форума, экс-министр обороны США, профессор Стэнфордского университета Уильям Перри неоднократно предлагал нанести точечный превентивный удар по ядерным объектам Северной Кореи.

TOM_6410
Нельзя сказать, что решения Форума даются его участникам легко, каждое выступление сопровождается жесткой дискуссией, правда, за закрытыми дверьми. Однако аккуратно приоткрыть полог на пресс-конференции удалось, а вопросы израильская пресса задавала жесткие.

Главный редактор газеты «Глобус» Леонид Луцкий спросил:
— Имелись ли у экспертов форума данные по сирийскому ядерному реактору, который режим Асада возводил при помощи северо-корейских специалистов? Нужно ли было его столь спешно ликвидировать?
Ответ председателя Организационного комитета Форума, профессора и генерала Владимира Дворкина обезоружил своей армейской прямотой:
— Этот объект, не будь он разбомблен тогда, нужно было бы ликвидировать сегодня.
Когда речь зашла о списке государств, обладающих ядерным оружием, журналист Первого радио Вальдман то ли с детским нахальством, то ли с израильской простотой, что хуже воровства, поинтересовался:
— А какое место в вашем списке занимает государство Израиль?
— Об Израиле, как в английской поговорке, — невозмутимо пояснил академик РАН, профессор университета штата Мэриленд Роальд Сагдеев, — не спрашивай, не отвечай.

Кстати, он и пояснил, что привычные критерии и нормы сегодня не работают. Если по меркам прошлого века на становление с нуля атомной программы вооружений государству требовалось 10-15 лет, то сегодня сроки предельно сжаты. В Советском Союзе из десяти запусков ракет с боеголовками половина оказалась неудачной, Корея после двух неудачных испытаний вполне успешно провела третий запуск. К тому же государство-изгой не пугают последствия таких негарантированных запусков как для соседних стран, так и для собственного народа.
Израильский пул бомбардировал участников пресс-конференции вопросами, пока генерал Дворкин с напускной строгостью не прикрыл нашу массированную атаку объявлением, что это был последний вопрос израильской прессы. Россияне и представители других европейских СМИ проявляли к тематике, за исключением Сирии, чисто академический интерес. Что, впрочем, и понятно: от них Иран далеко.
Форум продолжил свою работу, а о результатах дискуссий, полагаю, мы узнаем по делам и решениям.
У памятника Фредди Меркьюри на набережной (а он здесь доживал свои последние годы) лежали свежие цветы, да и вокруг буйным цветом в глаза била почти тропическая растительность. Подумалось, собрать бы всех этих буйных уродов из Северной Кореи и Ирана, погрузить на прогулочные кораблики, отвезти их на самую глубокую часть Женевского озера да потопить. Вот бы их народ был благодарен.
Елена Гольцман, Монтрё.

поделитесь: