61-й альбом Бориса Гельфанда

поделитесь:

Gelfand2В прошлом году Израиль охватила настоящая  Гельфанд-мания. Если вы помните, в течение нескольких недель израильские телеканалы наперебой сообщали последний счёт главной  шахматной битвы года, политики комментировали игру в «Фейсбуке», а премьер-министр счел необходимым сфотографироваться на фоне трансляции игры. Наш дважды соотечественник Борис Гельфанд, боровшийся за звание чемпиона мира, стал национальным героем.

Израильский режиссёр Халиль Эфрат снял  об этом человеке, который по праву считается одним из самых блестящих умов современности, — документальный фильм «Альбом 61». Картина, в этом году принимавшая участие в фестивале документальных фильмов в Иерусалиме, впервые будет показана на yes Доку в среду 24 июля в 21.00. 

Мы связались с Борисом Гельфандом во время турнира  Grand Prix FIDE в Пекине и спросили, видел ли он фильм «Альбом 61».

 — Да. Даже несколько раз. И в процессе производства, и в готовом варианте. На мой взгляд, фильм получился очень хорошим. Тонким, умным и душевным.

— Когда он снимался? Он касается чемпионата мира 2012 года?

 — В основном, съемки происходили во время матча на первенство мира в Москве, в мае прошлого года. Я бы сказал, что фильм посвящен не столько матчу, сколько моему творческому шахматному пути. И конечно, моим родителям.

— Правда ли, что в пять лет вы прочитали купленную родителями книжку о шахматах и заболели ими?

— Да, об этом есть в фильме. И о моем отце, который всю жизнь собирал альбомы. Собственно, фильм так и называется «61-й альбом». Мой отец, Абрам Гельфанд с момента моего появления на свет собирал все, что связано со мной. От свидетельства о рождении до билета на троллейбус. В этих 60 альбомах собрана вся моя жизнь. Начиналось, как обычно. Фотографии младенца на руках у бабушки, в парке с мамой, в бассейне с папой. А потом, когда в моей жизни возникли шахматы, эти альбомы превратились в летопись моей шахматной карьеры. Этот фильм – своеобразное завершение работы моего отца, который, к сожалению, умер, не дождавшись моего главного профессионального успеха.  

— Какое качество помогает вам побеждать? Существует ли рецепт успеха? И как Вы относитесь к поражениям?

— Почему я побеждаю? Наверное, просто потому, что хорошо играю в шахматы. Конечно, поражения я очень не люблю и отношусь к ним крайне негативно. Вообще я думаю, чтобы хорошо играть в шахматы, нужно очень не любить проигрывать. То есть, обладать высокой мотивацией и большими амбициями. При этом единого рецепта успеха, на мой взгляд, не существует. Для достижения результата нужно, во-первых, очень любить свою работу. А во-вторых, много трудиться. Ничего нового я вам не скажу. 

— Всегда считалось, во всяком случае в Союзе, что евреи – хорошие шахматисты. Есть ли в Израиле, по-вашему, возможность развиваться шахматному спорту?

 — Нужно разделить две вещи. Евреи в Советском Союзе и шахматы в Израиле. Евреи в Советском Союзе хорошо играли в шахматы по нескольким причинам. Во-первых, это один из немногих видов спорта, куда евреи допускались без препятствий. Во-вторых, шахматы в Советском Союзе пользовались народной любовью и популярностью. То есть, хорошим тоном (особенно в интеллигентных семьях) считалось научить ребенка играть в шахматы. В-третьих, шахматы были одним из основных государственных приоритетов в спорте, да и во внешней политике. Поэтому была развита мощная структура школ, тренеров и инфраструктуры. То есть,  была хорошая, отлаженная система. То, что называлось советской школой. В Израиле же существует системная проблема со спортом, и не только с шахматами. Во-первых, в общественном сознании отсутствует такое понятие, как «профессиональный спортсмен». Если вы приводите ребенка в спортивную секцию, вам первым делом говорят: «Мы не делаем из него профессионала, это для общего развития». То есть, изначально не ставятся большие спортивные цели, а поощряется физкультура. И второе, что является следствием первого, это отсутствие правильной инфраструктуры. Выявление талантов, выращивание их, сопровождение и прочее. Поэтому профессиональные шахматы держатся на багаже тех, кто вырос на советской школе.

— Скажите, после  матча за  звание чемпиона мира в 2012,  когда вся страна за Вас болела, Вы чувствуете, что к шахматам в Израиле повысился интерес? Или матч прошёл, и интерес вместе с ним?

 — Интерес к шахматам, безусловно, повысился. Можно судить по возросшему в разы количеству любительских турниров. Так, в школах и даже детских садах стали вводить шахматы. Появились шахматные лагеря. Моя дочь, например, ходит в такой. На бытовом уровне, безусловно, шахматы стали более популярны.

— Скажите, Борис, есть ли в планах матч-реванш с Анандом?

 — Организация такого матча – это очень дорогое и трудоемкое дело. Если yes захочет взяться за организацию этого матча – я буду только за.

 — Что бы Вы хотели пожелать зрителям yes?

 — Смотрите хорошее кино!

Премьера документального фильма «Альбом 61» состоится на канале yes Доку в среду 24 июля в 21.00.

Особая благодарность супруге Бориса Гельфанда Майе за помощь в организации интервью и предоставленные фотоматериалы. 

Ольга Марьясина

поделитесь: