«Бал-маскарад» – политический триллер или опера о любви?

поделитесь:

Un Ballo 191Yosi Zveker++«Бал-маскарад» Верди в Израильской Опере. Дирижер – маэстро Даниэль Орен. Постановщик — Михал Знанецки.

Запрещенная любовь, дворцовые интриги, заговор, приведший к убийству, оперные страсти в мире большой политики и гениальная музыка Джузеппе Верди — с 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре в Тель-Авиве.

«Бал-маскарад» – это политический триллер или опера о любви? В этой опере есть все, что может привлечь зрителей: захватывающий сюжет, богатство и выразительность вокальных мелодий, блеск оркестра, мастерство ансамблей… «Бал-маскарад», двадцать третья опера Джузеппе Верди, – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Король погибает, пав жертвой роковой ошибки, от руки друга, посчитавшего его сводником своей жены. К слову, ни одна из опер Верди не подвергалась такой цензуре, как «Бал-маскарад»! Авторам даже пришлось изменить сюжет, чтобы спасти оперу. В истории музыкального театра, пожалуй, не найдется другого шедевра, имеющего два комплекта главных героев, к тому же столь далеких друг от друга: шведских аристократов в одном случае и американских чиновников – в другом.

История написания оперы «Бал-маскарад» такова. В 1857 году в поисках либретто для новой оперы Верди обратился к пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1791-1861) «Густав III Шведский», в основу которой был положен подлинный исторический факт. Убийство в 1772 году на бале-маскараде шведского короля Густава III начальником гвардии графом Анкарстремом трактовалось в романтическом духе. Пьеса в то время шла в Риме на театральной сцене. В 1832 году в Париже была поставлена пятиактная опера Даниэля Обера «Густав III, или Бал-маскарад», либретто для которой написал сам драматург. Однако оно не отвечало замыслам Верди, который хотел создать актуальный спектакль. Верди предложил Антонио Сомма (1810-1863), венецианскому адвокату и литератору, автору ряда драматических произведений, написать новое либретто по драме Скриба. 14 января 1858 года, когда Верди приехал в Неаполь с готовой оперой, названной им «Месть в домино», чтобы передать ее для постановки в неаполитанский театр Сан-Карло, в Париже политический эмигрант итальянец Феличе Орсини совершил покушение на Наполеона III. Это вызвало новый взрыв реакции в Италии. Либреттисту и композитору и раньше приходилось обходить многочисленные рогатки цензуры, теперь же опера была категорически запрещена. Новый вариант либретто написал заново один из служащих полицейского цензурного управления!Un Ballo 279 Yosi Zveker

Дирекция театра, желая заставить композитора примириться с навязанным ему либретто, попыталась подвергнуть его аресту, пока он не переделает оперу или не уплатит неустойку. В ответ Верди подал в суд. Когда об этом узнали неаполитанцы, в городе вспыхнуло такое возмущение, что король Фердинанд II повелел прекратить дело и разрешить композитору выезд из Неаполя. Однако оперу все же пришлось переделывать.

Итак, действие было перенесено из Швеции в Северную Америку, король Густав стал английским губернатором Бостона графом Ричардом Варвиком, его убийца граф Анкарстрем превратился в секретаря Ренато. На первый план выступила личная драма героев. Сомма не счел возможным подписаться под либретто, искаженным подобным образом. Вместо фамилии либреттиста оперы «Бал-маскарад» (так она стала теперь называться), ставились буквы NN. Позднее окончательную доработку либретто под руководством композитора осуществил Франческо Пиаве (1810-1876).

Премьера «Бала-маскарада» состоялась 17 февраля 1859 года в римском театре «Аполло». Успех благодаря замечательным достоинствам музыки Верди был огромный.Un Ballo 87 Yosi Zveker

Ныне при постановках действие оперы часто переносится в Италию начала XVII века, либо в Швецию XVIII века, либо в наше время, в некую усредненную страну – интриги есть везде и всегда. Всегда и везде действие построено на контрастах — мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала. А уж по яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде эта опера принадлежит к вершинам творчества Верди.

Израильская опера вновь пригласила для этой постановки одного из ведущих современных оперных режиссеров Михала Знанецки, ставившего «Бал-маскарад» в Тель-Авиве в 2014 году, а еще раньше – «Эрнани» Верди. Меломаны помнят его и по постановкам на Массаде – «Травиаты» Верди и сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. А если учесть, что дирижирует этой постановкой сам маэстро Даниэль Орен – один из главных знатоков творчества Верди, то стоит ожидать еще одного оперного чуда нынешнего сезона. Напомним также, что в 2015 году Орен и Знанецки вместе ставили в Израильской опере «Трубадур».Un Ballo 133 Yosi Zveker

Михал Знанецки в своей новой постановке акцентирует внимание на политических аспектах отношений между правителем и его окружением, основываясь на критических взглядах Верди на общество, отразившихся во многих его операх.

Рикардо в этом спектакле – не романтический влюбленный, а тиран, жестокий правитель, занятый прославлением своего имени и укреплением власти. Его жестокость и приводит в результате к заговору против него. Ренато, который в начале оперы предстает верным его помощником, претерпевает метаморфозу в течение действия, когда правда постепенно раскрывается перед ним и приходит понимание того, что он подчиняется злу. Ренато решает служить своему народу, и это приводит к убийству Рикардо. Таков замкнутый круг неизбывного зла власти. Сценография этой постановки основана на мрачной эстетике тоталитаризма – главенство красного цвета напоминает о коммунистических режимах ХХ века.Un Ballo 139 Yosi Zveker

«Главный вопрос в этой опере, — говорит Знанецки, — почему все хотят убить Рикардо, этого любвеобильного властителя? Я думаю, причина в том, что Рикардо — тиран, окруживший себя шпионами и соглядатаями, чтобы упрочить свою власть. Я не верю, что Рикардо действительно способен любить, он пытается дистанцироваться от своей любви к Амелии не потому, что знает, что эта любовь запретная, а потому что влюблен в самого себя, в свою силу, в свою тиранию. Поэтому финал оперы символизирует народную революцию и падение тирании».

****

Знаменитый маэстро Даниэль Орен, дирижер-лауреат Израильской оперы, – всемирно известный специалист по итальянской музыке. Он является также художественным руководителем оперы в Салерно (Италия).

Орен родился в Израиле. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна.

Сегодня он дирижирует в ведущих оперных театрах мира, среди которых лондонский «Ковент-Гарден», «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Арена ди Верона» в Италии, Венская опера, а также в оперных театрах Парижа, Рима, Триеста, Неаполя, Генуи, Флоренции, Пармы, Турина, Венеции, Буэнос-Айреса, Сан-Франциско, Вашингтона…

Любовь к опере привил Даниэлю Орену великий американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн, который в 1968 году выбрал его, тогда тринадцатилетнего мальчика, для сольной партии в своих «Чичестерских псалмах», исполнявшихся впервые в нашей стране в честь открытия Израильского телевидения.

Хотя Даниэль Орен прославился, в первую очередь как оперный дирижер, его музыкальная деятельность не ограничивается лишь этим музыкальным жанром. Он часто исполняет и симфоническую музыку, выступая с такими оркестрами, как «Академия Санта-Чечилия» в Риме, Израильский филармонический, Берлинский филармонический, оркестры Мюнхенского радио, фестиваля «Маджио музикале» («Музыкальный май») во Флоренции, симфонические коллективы Кельна, Штутгарта, Франкфурта, Берлина, а также многие другие.

Постановщик Михал Знанецки — один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется на оперных постановках под открытым небом. Этот режиссер, драматург и сценограф, основатель «Festival Opera Tigre» в Аргентине, родился в Варшаве. Сразу после школы поступил на факультет театроведения в варшавской Высшей театральной школе, однако его мечтой была режиссура, поэтому в 1989 году он решил уехать в Италию, где творил его артистический кумир Джорджо Стрелер. Вначале Знанецкий стал слушателем на курсах культуроведения в Болонском университете у Умберто Эко и лишь затем приступил к изучению режиссуры в «Piccolo Teatro di Milano» под управлением Джорджо Стрелера. Дебютировал спектаклем на музыку Монтеверди, поставленным в 1993 году для миланского театра «Ла Скала», став самым молодым режиссером из когда-либо работавших в этой знаменитой опере. Благодаря своему удачному дебюту Михал Знанецки получил предложения от многих итальянских драматических и оперных театров. В 1995 году он создал в Милане собственную театральную труппу «Ape». Она сотрудничает с Болонской оперой и многочисленными фестивалями. Эта труппа работает с Михалом Знанецки в масштабных постановках под открытым небом. Знанецки также является арт-директором общества «CON-Teatro» в Турине, которое сотрудничает с итальянскими театрами и фестивалями, занимается организацией мастер-классов и театральных лабораторий, а также творческими и образовательными проектами.

«Задача режиссера – передать замысел автора оперного произведения, — говорит Михал Знанецкий. — Я стараюсь сохранять верность композитору, а не традиции. Публика привыкает к многолетней и даже многовековой традициям и редко заглядывает в оригинальную партитуру или воспоминания автора, в которых тот указывает, зачем создал данный шедевр. Традиция оглушает и ослепляет. Мы уже не способны вслушаться в слова либретто, не можем принять другую музыкальную динамику. Даже иному режиссеру сложно прочитать либретто, ему легче и удобнее знать «больше и лучше», чем сам композитор».

*****

В постановке принимают участие:

Хор Израильской оперы под управлением Эйтана Шмайсера

Оркестр Израильской оперы – Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Танцоры, приглашенные солисты и солисты Израильской оперы

В ролях: Густаво Порта и Валентин Дитюк (Рикардо), Ира Бертман и Ирина Морева (Амелия), Йонут Паску и Александр Алиев (Ренато), Агунда Кулаева и Юлия Меннибаева (Ульрика), Хила Баджо и Данае Контора (Оскар), Иво Станчев и Ноах Бригер (Том), Карло Стриули и Владимир Браун (Сэм), Одед Рейх и Яир Полищук (Сильвано), Эйтан Дрори (судья), Ошри Сегев (слуга).

Опера будет представлена с 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре им. Шломо Лахата (Чича)

Даты представлений:

7.02 — четверг, 20:00
8.02 — пятница, 13:00
9.02 — суббота, 20:00
11.02 — понедельник, 20:00
12.02 — вторник, 20:00
14.02 — четверг, 20:00
15.02 — пятница, 13:00
16.02 — суббота, 20:00
17.02 — воскресенье, 18:00
20.02 — среда, 20:00
22.02 — пятница, 13:00
В дни представлений за час до начала спектаклей пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Бал-маскарад», без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.
Экскурсии за кулисы состоятся 11, 12, 14 и 20 февраля. Начало в 18:30. Цена экскурсии – 25 шек. Продолжительность — 1 час 30 мин.
Встречи-обсуждения (talk back) – 11, 12, 14, 17 и 20 февраля, после окончания спектаклей.

Заказ билетов в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»


Автор текста: Маша Хинич

 

Фотографии: Йоси Цвекер


Пиар-агентство:
 Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

поделитесь: