«Bolero» и «Piano Plays» из Венгрии — классика и неоклассика

поделитесь:

4В первые дни июня в Иерусалиме, Тель-Авиве и Герцлии один из самых заметных балетных коллективов Венгрии — Театр балета Дьёр (Győr) представит вечер одноактных балетов: «Болеро» Равеля в хореографии Андраша Лукача и «Piano Plays» на музыку Ференца Листа под аккомпанемент известного венгерского пианиста Яноша Балажа. Выступления Театра балета Дьёр пройдут в рамках Сезонов венгерской культуры в Израиле, посвященных 30-летию со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. Мероприятия «Сезонов» проводятся в сотрудничестве с посольством Венгрии в Израиле.

Благодаря продолжительной и успешной творческой деятельности, эта балетная труппа стала не только визитной карточной Дьёра, но и снискала мировое признание, как в классическом, так и в современном танце. Своим первым выступлением этот танцевальный театр произвел настоящую революцию в балетном искусстве Европы. В 1983 году на Всемирном театральном фестивале в Балтиморе балет Дьёра, единственный из 27 участников, был награжден Премией критиков.

Основан же Балет города Дьёра был в 1979 году — выпускниками Венгерского института артистов Балета под руководством Ивана Марко. За короткий срок коллектив стал популярен не только в Дьёре, но и по всей Венгрии. Покорив венгерскую публику, труппа быстро достигла международного успеха. Театр балета Дьёр, совмещая в своем репертуаре классику и неоклассику, ежегодно ставит две премьеры на своей собственной сцене как в сотрудничестве с известными хореографами из-за рубежа, так и с собственными хореографами.2

Труппа успешно выступала в Будапеште, Вене, Афинах, Париже, в театре «Ла Скала» в Милане, на Байретском фестивале и на Олимпийских играх в Сеуле. Театр гастролировал по Австрии, Германии, Японии, Италии, Англии, Китаю, Индии, России и в США. В 2013 году правительство Венгрии присвоило Дьерскому балету статус национального. С 1998 года именно Театр балета Дъёра организует у себя в городе Венгерский танцевальный фестиваль.

«Болеро» Мориса Равеля – одно из самых популярных в мире музыкальных произведений, не раз становившихся вызовом для хореографов. «Болеро» стало одним из известнейших произведений не только Равеля, но и всего европейского искусства XX века. Надо обладать немалой дерзостью и фантазией, чтобы рискнуть поставить свое «Болеро» после Мориса Бежара. Руководителю Балета Дьёр, хореографу Андрашу Лукачу это удалось — создать свой авторский спектакль, раскрыть чувственность этой музыки, написанной Равелем изначально для Иды Рубинштейн – музыки страстной, чрезвычайно эффектной и загадочной.

На самом деле, «Болеро» Равеля — это презентация инструментов симфонического оркестра — точно рассчитанный музыкальный трюк опытного мастера. Все инструменты по очереди проводят одну нескончаемую тему. Если хотите получить представление о том, как звучит кларнет и его разновидности, гобой и его разновидности, саксофон и его разновидности, трубы, тромбоны слушайте «Болеро». А, в данном случае – посмотрите «Болеро». Нерв «Болеро» Равеля — эротика. Сюжет балета, к которому эта музыка была написана — это танец испанской танцовщицы на столе в таверне. Ведь само слово «болеро» — это название испанского танца, у которого много разновидностей, а основа «Болеро» Равеля – это синтез двух распространенных в Испании танцев: болеро и сортсико.1 (2)

Равель выстроил свою музыку как точнейшую линейную инженерную конструкции – и так же выверено, четко и точно выстроена хореография Андраша Лукача. «Болеро» — это сеанс музыкального гипноза, повторение ритма, медленное плетение загадочной восточной темы. И грандиозная кульминация. Андраш Лукач точно последовал музыке Равеля, воссоздав задумку композитора в свой хореографии и передав в движении крещендо музыки.

Первая постановка «Болеро» состоялась в Гранд-Опера и имела огромнейший успех среди публики. Равелю удалось найти ключ к сердцу общества того времени. Музыка была понятна каждому слушателю вне зависимости от возраста или статуса. Также и «Болеро» из Дьёра – этот балет понятен всем. И как изначально этот балет должен был отражать индивидуальность Иды Рубинштейн, так и на сей раз в постановке Андраша Лукача (созданной им по заказу для Венского государственного балета Wiener Staatsballett в 2012 году) этот спектакль отражает индивидуальность каждого его танцовщика и слитность всего балетного ансамбля Театра балета Дьёра.

Лауреат многих премий, 41-летний Андраш Лукач руководит Театром балета Дьёра с 2015 года. До 10 лет он занимался народными и бальными танцами, а затем окончил балетную школу. Он начал свою карьеру на Венгерском фестивале балета в 1996 году, став одним из его основателей. К балетной труппе Дьёра присоединился в 1997 году, став через два года ее ведущим солистом, а с 2009 года начав работать в качестве хореографа Балета Дьёра. Кроме большого количества балетов классического репертуара, в этом театре ежегодно ставятся собственные спектакли на оригинальную музыку. Это авторские постановки, к созданию которых привлекаются известные во всем мире хореографы, художники и музыканты.3 (2)

Один из примеров таких синтетических спектаклей – «Piano Plays» – балетные этюды в хореографии Ласло Велекейя (лауреата престижной венгерской танцевальной премии Харангозо), и, как всегда в его хореографии, и в этом спектакле заметны противоречия между действиями личности и осуждением социума. Но и здесь Велекей выбрал вечную тему — любовь, отразив в этом одноактном балете любовь и как бурное море, и как медленный, скрытый поток. Сражайтесь и играйте – но не забывайте о риске взаимоотношений между мужчиной и женщиной и о сложностях выстраивания этих отношений.

«Piano Plays» исполняют ведущие артисты Балета Дьёра в сопровождении яркого пианиста-виртуоза  Яноша Балаша, лауреата конкурса имени Листа. Пианиста, отличающегося  импульсивностью, выдающейся техникой и собственным музыкальным видением музыки Листа и Вагнера — романтичным и энергичным.

Театр балета Дьёр (Győr). «Болеро» и «Piano Plays».
1 июня, суббота, Иерусалим, зал «Шеровер», Иерусалимский Театр, 21:00

2 июня, воскресенье, Тель-Авив, зал «Нога, Театр Гешер, 20:30

3 июня, понедельник, Герцлия, Центр сценических искусств, 20:30

Билеты в кассе «Браво» *3221 или здесь

 

 

Сайт Театра балета Győr

Текст подготовила Маша Хинич.

Фото: Sándor Orosz, Vera Eder, Gábor Marcali.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

 

поделитесь: