Немолодая русская женщина, дочь военного, родившаяся в оккупированной советскими войсками Германии вскоре после Второй мировой войны, долгие годы хранила сокровище стоимостью десятки, а то и сотни миллионов американских денег в курятнике. Она не представляла себе, что осыпающаяся золотой пылью картина с полуголой теткой, чуть более одетым мужиком, ангелочком и каким-то бесом, – истинный шедевр, творение самого великого Рубенса. Ей было невдомек, что сначала в курятнике, а потом за шкафом у нее хранилось целое состояние.
К чести этой немолодой женщины, она не ест себя поедом за то, что несколько лет назад продала этот холст, пребывавший в печальном состоянии, случайному перекупщику за казавшуюся тогда вполне достойной сумму в 800 долларов. Она даже рада, что картину отреставрировали и теперь ее могут видеть в Эрмитаже, куда и она сможет отправиться, если вздумает посмотреть на принадлежавшее ей некогда сокровище. Впрочем, ей ли оно принадлежало?
Документальный фильм-расследование Леонида Парфенова «Частный Рубенс за 100 миллионов» посвящен удивительной судьбе работы великого фламандца «Тарквиний и Лукреция». История картины, бесследно, как тогда казалось, пропавшей из Потсдамского дворца Сан-Суси в 1942 году, стала самым настоящим детективом. Этот фильм зрители канала yes Радуга смогут посмотреть в четверг 5 мая в 19:35, в рамках еженедельного показа на канале документальных премьер.
Это полотно было вывезено из Германии в Советский Союз подполковником Дорофеевым – вместе с полированной трофейной мебелью и прочим скарбом. Картина добиралась до российской средней полосы то ли в ящике, то ли в чемодане, сложенная в несколько раз. Так и пролежала она несколько лет, и от долгого лежания в сложенном виде на сгибах холста появились трещины, с которых начала осыпаться краска…
Долгие десятилетия картина считалась пропавшей и даже была занесена в реестр самых больших художественных потерь Второй мировой войны. И лишь на рубеже тысячелетий она «всплыла» в частной коллекции русского предпринимателя Владимира Логвиненко, который приобрел полуразрушенный холст и с помощью профессионалов-реставраторов привел его в божеский вид.
Когда Владимир Логвиненко понял, что купленное им полотно – настоящий Рубенс, он радостно об этом оповестил весь художественный мир. Но вместо сдержанного «данке шён» он получил… судебный иск. Оказывается, в Германии на него заведено уголовное дело по статье “Приобретение и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем”, а самого Логвиненко уже называют «русской мафией», агентом КГБ и чуть ли не военным преступником, хотя в тот год, когда картина исчезла из галереи, его еще на свете не было.
Леонид Парфенов со свойственным ему мастерством подробно исследует историю, дает слово обеим сторонам в судебной тяжбе и не принимает – по крайней мере открыто – ничью сторону. Зрителю самому предстоит решить, кто же прав, а кто виноват в этой запутанной и очень увлекательной истории.
Смотрите премьерный показ фильма Леонида Парфенова «Частный Рубенс за 100 миллионов» в четверг 5 мая в 19:35 на канале yes Радуга.