Дивный новый мир (и его мобильный сайт)

поделитесь:

Kenes Anthony E.ZuikerРасскажи кому-нибудь еще десять лет назад, до появления так называемой 3G, что по мобильному телефону можно будет получать быстрый интернет и просматривать видео – он бы удивился.

Расскажи кому-нибудь двадцать лет назад, что мобильный телефон можно будет положить в неглубокий карман, и он будет доступен даже безграмотным крестьянам в Эфиопии – и он бы не поверил.

Так, скачками, развивается мобильная технология. Сегодня уже никого не удивляет, почему провайдер мобильной связи Селком организует конференцию на темы медиа и рекламы, и вполне естественным выглядит на этой конференции выступление продюсера одно из самых успешных американских телесериалов CSI («Место преступления») Энтони Зуйкера. Зуйкер объявил собравшимся, что еще через десять лет от современной модели коммерческого телевидения – салон, экран, реклама – останется в лучшем случае экран, да и тот станет мобильным. «Простая» задача мобильного телефона – обеспечивать голосовую и текстовую связь – уже давно воспринимается как скучная данность. Прибор, который достаточно компактен, чтобы носить его всюду с собой, и достаточно дешев, чтобы его могли позволить себе массы, который уже умеет фотографировать, снимать и показывать видео высокого качества, определять и транслировать свое местонахождение, работать с электронной почтой, обеспечивать «быстрый» Интернет – такой прибор рано или поздно перевернет всю систему информации и развлечений так, как перевернул ее в свое время первый телевизор, а затем и сама «мировая паутина». Для Зуйкера это значит гибель отдельных жанров – литературы, телесериалов и компьютерных игр, и слияние их в единое мультимедийное целое. Его проект «Level 26» – это электронная книга, каждая часть которой завершается видеовставкой, каждый герой которой снабжен своей интерактивной базой данных и в каждом сюжете которой «читатель» (зритель? Игрок?) может принять участие, войдя на ее сайт – все это через мобильный телефон.

Впрочем, то, что уже идет на смену сегодняшним пластиковым коробкам с кнопочками и экранчиками, телефоном назвать язык не поворачивается. Технологический директор «Хьюлетт-Паккард» Филл МакКинни привез в Тель-Авив пару примеров технологии недалекого будущего. Вскоре мы будем носить с собой не портативную радиостанцию, а точку доступа в беспроводной Интернет, к которой по необходимости будем подключать компьютеры, телефоны, телеэкраны… По размеру такой аппарат будет не больше браслета для наручных часов.

А вот о традиционных форматах для телевизоров и компьютерных дисплеев, да и вообще о таком понятии как «дисплей», скоро, похоже, придется забыть. МакКинни продемонстрировал образец… придется это назвать, пожалуй, визуальными обоями – как иначе прикажете именовать рулон тонкого пластика, который умещается в тубу для чертежей? Новая технология обладает эффектом мультипликации – наклейте на стену два, три, пять таких рулонов, и они тут же превратятся в единой огромный экран дигитального качества.

«… — Что сегодня в дневной программе? — спросил он устало. Она ответила, не поднимая головы:

     — Пьеса. Начинается через десять минут с переходом на все четыре стены. Мне прислали роль сегодня утром. …Пьесу пишут, опуская одну роль. Совершенно новая идея! Эту недостающую роль хозяйки дома исполняю я.  Когда наступает момент произнести недостающую реплику,  все  смотрят на  меня.  И  я  произношу  эту  реплику. …Это  очень интересно.  И  будет еще интереснее,  когда  у нас  будет четвертая телевизорная стена.  Как ты думаешь,  долго  нам еще надо  копить, чтобы  вместо простой стены сделать телевизорную?»

Рэй Брэдбери, 451 по Фаренгейту, 1953 г.

Брэдбери, которому в этом году исполнилось 80 лет, имеет все шансы увидеть первое воплощение одного из самых памятных технологических аспектов своей эпохальной антиутопии. Однако даже он не предвидел, что в центре интерактивной паутины информации и развлечений окажется телефон. Теперь, когда мобильная связь потеряла новизну, борьба за клиентов между компаниями сотовой связи все больше переходит в сферу «контента» – чем может фирма занять клиента тогда, когда он не говорит по телефону? Что еще умеет делать ее прибор? Заместитель директора «Селком» по маркетингу Ади Коэн перечислил основные направления диверсификации услуг его фирмы (и конкурентов): финансовые услуги, развлечения, торговля.  Объем мирового рынка индивидуальных денежных переводов измеряется сотнями миллиардов долларов. Хотите исследовать рынок, узнать, «что идет», что в моде? Вместо опросов и фокус-групп – исследуйте тренды Интернет в реальном времени. «Это» нравится двум миллионам пользователей – может быть, оно понравится и вашим клиентам? Далеко от дома? Банк небезопасен? Вообще нет счета? Зачем платить большие комиссионные – перешлите родственникам деньги по телефону, намного дешевле! Зачем носить с собой наличные и кредитки – платите с телефона по беспроводной сети в магазине, в такси, в поезде… Звонить жене по телефону и описывать ей телевизор, который вы увидели в магазине – это же такой вчерашний день. Сфотографируйте прибор вашим телефоном, отправьте фото в социальную сеть, и получите десятки отзывов и советов. «Разумное потребление» (а заодно и возможности виральной рекламы) приобретает силу миллионов…

Для тех, кому сегодня сорок и больше, «культурная революция», которую несет нам прогресс в мобильной связи, станет новшеством, к которому они будут привыкать долго и с трудом. Для сегодняшних старшеклассников она готовит новый мир, в котором они будут жить так же естественно, как их родители жили без Интернета и мобильника. Это новое поколение еще не знает, чего оно, собственно, хочет, а борьба за его внимание – и его кошелек – уже началась.

Арик Эльман

поделитесь: