Осенние розы — прелестные, грустные розы…» — фраза из чеховского «Дяди Вани», пьесы разобранной на цитаты и даже на запятые, пьесы, ставшей вечной, потому как в ней показаны мы сами, а интерес к самим себе не проходит, а уж к рассказам и пьесам о нас самих — тем более.
Нынешний – 2010-й год — объявлен годом Чехова. 150-летие со дня рождения, 105-летие со дня смерти. Чествовать Чехова будут весь год, хотя сам он, как известно, протестовал против официоза и торжественных заседаний. Количество постановок его пьес и чеховских фестивалей этим летом зашкаливает. Но обилие чеховских спектаклей не вызывает пресыщения. Не обошло чеховское поветрие и Израиль – в тель-авивской «Габиме» идет «Чайка», в иерусалимском «Хане» в сентябре будет представлен «Вишневый сад». А в октябре в Израиль приедет театр Моссовета с успевшим менее чем за год стать знаменитым спектаклем «Дяди Ваня» в постановке Андрея Кончаловского с участием известных артистов, среди которых Александр Филиппенко, Александр Домогаров и Павел Деревянко, Юлия Высоцкая и приглашенная из театра «Сатирикон» молодая актриса Наталья Вдовина.
Но, спектакль Кончаловского, конечно, не только дань юбилею. Страсть Андрея Кончаловского к Чехову проснулась давно. К его пьесам режиссер возвращается всю жизнь: в конце 80-х в парижском «Одеоне» он поставил «Чайку» с Машей Мериль в роли Аркадиной. Говорят, сам Питер Брук тогда сказал, что это лучший Чехов, которого он видел. В 2002-м Кончаловский ставил Чехова уже в театре Моссовета – и снова «Чайку».
Как заметил Кончаловский, представляя нынешний спектакль – «Дядю Ваню», Чехов в своих пьесах делал все, чтобы скука жизни стала интересной. «Перед нами человеческие существа, ничем особенным не выделяющиеся, и уж тем более не героические личности. Им присуще только одно — человеколюбие. Печальная пьеса, в которой могло бы произойти все, но в реальности так ничего и не происходит. На сцене по-настоящему веселятся, а потом так же по-настоящему страдают. Я поставил спектакль о простых людях, которые иногда думают о себе не то, что они есть на самом деле».
«Дядя Ваня» в постановке Кончаловского начал свое путешествие по миру в ноябре 2009 года в Италии. Потом перебрался в Прибалтику и только к концу декабря 2009 вернулся в Москву, где и прошла его премьера, вызвавшая немалый шум. Спектакль Кончаловского ироничен и нежен одновременно. Признанный во всем мире мастер кино и театра уже не в первый раз обращается к этой пьесе. Сняв в 1970 году знаменитый фильм «Дядя Ваня» (фильм завоевал множество наград на разных международных кинофестивалях и стал одной из лучших работ в творчестве Андрея Кончаловского) с Иннокентием Смоктуновским, одухотворенным на грани гениального безумия, режиссер увидел сегодня других героев, других актеров и потому создал иной, отличный от своих прежних работ, спектакль. В новом спектакле на роль Серебрякова Андрей Сергеевич пригласил блестящего Александра Филиппенко. Дядю Ваню пронзительно играет ведущий актер театра Моссовета Павел Деревянко. В роли Астрова предстанет Александр Домогаров. Супруга Андрея Кончаловского Юлия Высоцкая играет Соню, а звезда московского театра «Сатирикон» Наталия Вдовина приглашена на роль Елены Андреевны. Музыку к спектаклю написал Эдуард Артемьев, соавтор многих прежних кино- и театральных работ Кончаловского.
По мнению Андрея Кончаловского, число прочтений Чехова не поддается исчислению: «Великие пьесы интересны тем, что может быть бесконечное количество их гениальных воплощений. Разные философы имели разные точки зрения на жизнь — они все были по-своему правы, — говорит Кончаловский. — Чехова, как любого великого писателя, можно интерпретировать настолько по-разному, что не определишь, что правильно. Я не ставлю пьесу, — объясняет он, — я ставлю автора. Чехова можно ставить каждый год. Чехов своих героев любит, но не за то, что они талантливые или добродетельные. Чехов как раз говорит: «Я пишу о серенькой жизни. О серых, скучных людях». В том-то и состоит его величие и гениальность, что, хотя он умер совсем молодым человеком, ему настолько была открыта истина! Которая заключается в том, что никто не знает настоящей правды».
Все в этой постановке классически и современно. Остались текст, простота, талант. Кончаловский очистил поставленную тысячи раз историю от всего наносного, притянутого, заштампованного и открылся первоисточник, текст гения. «Дядя Ваня» — одна из лучших чеховских пьес – тонкая, выразительная, сотканная из причудливого кружева психологизма и взрывного юмора. Растраченные стремления, безудержная тоска, жизнь, прожитая впустую, — автор исследует внутренний мир героев, находящихся в течение нескольких дней 19-го века в добровольной изоляции в уединенном, застойном российском поместье. «Чехов – великий писатель, его пьесы многозначны и безграничны, как все в жизни, у них нет однозначных истолкований. Чехова можно ставить бесконечное количество раз, но так и не понять. В театральную постановку новые актеры привнесли новую интонацию и возможно, помогли открыть в пьесе что-то новое. Театральное искусство обладает одномоментностью действия, секретом неуловимости, что позволяет зрителю пробудить фантазию и полностью вовлечься в действие спектакля».
Театр им. Моссовета — «Дядя Ваня»
Режиссер: Андрей Кончаловский, художник: Рустам Хамдамов, композитор: Эдуард Артемьев.
Актеры: Александр Филиппенко, Наталия Вдовина, Юлия Высоцкая, Ирина Карташева, Павел Деревянко, Александр Домогаров, Юрий Черкасов, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова.
Организатор гастролей — импресарио Марат Лис, руководитель компании «Cruise International».
Беэр-Шева, 22 октября 2010, пятница, 20.00, Центр сценических искусств.
Хайфа, 23 октября 2010, суббота, 20.00, Аудиториум.
Тель-Авив, 24 октября 2010, воскресенье, 20.00, Центр сценических искусств – «Бейт ха-Опера».
Билеты в электронных кассах и на сайте организаторов гастролей — компании «Cruise International»