Дюк Эллингтон — Священный концерт. «Пред Господом играть и плясать буду…» Израильский Вокальный Ансамбль и Израильский Джазовый Оркестр

поделитесь:

האנסמבל-הקולי-הישראלי-2019-20.-צילום-דור-אבן-חן - ברקע חישוקים, יונה פרידמן – _מצב איקוני של שרשרת מרחב_, 2000.3Два заметных израильских музыкальных коллектива встречаются в начале июня на одной сцене для исполнения Второго Священного концерта Эллингтона — одного из трех литургических сочинений, написанных величайшим американским джазовым пианистом, руководителем (более полувека) оркестром своего имени и композитором, оставившего после себя тысячи партитур. Дюк Эллингтон — гений джаза и один из крупнейших музыкантов ХХ столетия, говорил про свой Второй Священный концерт что «это самое важное из того, что я когда-либо написал».

Это будет вечер захватывающей, энергичной и оптимистичной джазовой музыки, прославляющей веру в Бога и человека, созданного по образу и подобию его. Эллингтон свято в это верил, постараемся поверить и мы. Музыка Эллингтона нам в этом поможет 4 июня в Раанане и 6 июня в Тель-Авиве.

Это произведение наполнено фантастическим ритмом и грувом, хоровыми мелодекламациями и спиричуэл, госпел и даже регтаймом.

К Израильскому Вокальному Ансамблю под управлением Юваля Бен Озера для исполнения этой программы присоединяются The Israel Jazz Orchestra и певица сопрано Эден Холэн.

 

Второй Священный Концерт («Хвалите Господа») — одно их трех литургических произведений Эллингтона. Первый концерт был написан по заказу и исполнен в кафедральном соборе Благодати Господней в Сан-Франциско в 1965 году. «Когда вы получаете такого рода предложение – вы уже не в шоу-бизнесе» — сказал Эллингтон по этому поводу. Все больше обращаясь к религиозным темам в свои поздние годы, в последнюю декаду своей жизни, Эллингтон завершит трилогию, написав «Второй» (1968) и «Третий» (1973) концерты. Премьера Второго Священного концерта прошла в Соборе Иоанна Богослова в Нью-Йорке 19 января 1968 года, а запись — в течение последующей недели.
Второй Концерт, в отличие от Первого, состоявшего наполовину из уже известных эллингтоновских вещей, был целиком новой, значительно шире задуманной и вдвое более протяженной композицией. Эллингтон дирижировал своим оркестром, сидя за фортепиано — он всегда сам играл, когда исполнялись Священные концерты.
Второй Концерт открывается и завершается пьесой «Хвалите Господа». Название темы дал 150-й псалом, указывающий конкретные музыкальные средства воздавания хвалы: «со звуком трубным… на псалтири и гуслях… с тимпаном и ликами… на струнах и органе … на кимвалах громогласных». Между прочим, на тот же текст Игорь Стравинский написал третью часть своей знаменитой «Симфонии псалмов».
Дюк Эллингтон не только писал прекрасную музыку – он стремился понять, что движет музыкой и теми, кто ее сочиняет. И пришел он к этому в результате духовных поисков, чему подтверждение его  «Священные концерты». А о том, чем была музыка для Эллингтона, говорит название его автобиографической книги «Music is my Mistress», что можно перевести как «Музыка — моя возлюбленная, подруга, владычица».עדן הולן - צילום זוהר שטרית (1)

 

Вот что рассказывает о его Священных концертах Леонид Переверзев на портале jazz.ru
«Насколько возможно совмещение сакральной музыки с джазом — музыкой развлекательной? Сам Эллингтон не усматривал в том никакого противоречия. Священным он почитал не доктрины и не канонические службы (это доказывает его музыка, и им же сочиненные тексты Священных концертов), но то, что он полагал самым ценным в отношениях между людьми доброй воли: «После изучения Библии я обрел новое представление о том, как надо подходить к моим проблемам, как вести себя с моими ближними, и как все больше привносить Бога в мою работу,  — писал Эллингтон. — Все мы в первую очередь принадлежим Ему. Я думаю, что когда мы рождаемся, нам просто нечто дается взаймы. Мы обязаны дать Ему отчет, когда срок займа истечет. У меня такое чувство, что Бог дает каждому из нас ту роль, которую нам надлежит сыграть в жизни. Моя роль — музыка».

 

Большая часть Второго Священного концерта написана для хора в сопровождении оркестра, но в нем есть и инструментальные части и сольные вокальные отрывки. Не все тексты взяты из Библии, часть из них представляют парафразы библейских текстов, часть — посвящена свободе выбора и ключевым моментам жизни самого Дюка Эллингтона.האורקסטרה 2020 - צילום - רוני פרל (2)

 

The Israel Jazz Orchestra — Израильский Джазовый Оркестр под художественным руководством Рона Альмога и Яира Слуцкого уже более 17 лет собирает лучших музыкантов Израиля, создавая творческую среду для композиторов, аранжировщиков и солистов. Оркестр по своей структуре  аналогичен классическому биг-бэнду, но играет во множестве разнообразных музыкальных стилях, благодаря своим 12 солистам. Выступления этого оркестра — виртуозное, захватывающее и завораживающее зрелище, когда скучно не может быть ни одну секунду. Помимо выступлений в Израиле, The Israel Jazz Orchestra принимает участие в джазовых фестивалях во Франции, Италии, Германии, Канаде и Южной Африке.  Оркестр выпустил пять альбомов — «Groove Collage» (2009), «Volcano» (2013), «Песни Янкеле Ротблита» (2014), совместный альбом с Шем Товом Леви  и последний альбом «Девять сказок и одна история» 2018). Среди музыкантов, сотрудничавших с оркестром: Шломи Шабан, Шалом Ханох, Хава Альберштейн, Йони Рехтер, Шем Тов Леви, Шломо Гроних, Эстер Рада и другие.

 

Сопрано Эден Холэн

Певица Эден Холэн, уроженка Парижа, обладательница международной карьеры и прекрасного музыкального образования, выступает по всему миру в сопровождении ведущих оркестров, дирижеров и музыкантов. Эден, наследница династии четырех поколений музыкантов и артистов — одна из самых известных и часто выступающих джазовых вокалисток на израильской сцене. При этом она выступала с концертами и на фестивалях в 24 странах и  126 городах мира

Эден создала уникальный музыкальный мир, свой стиль, свой джаз, сочетающий влияния музыки Франции, Израиля, Африки и Бразилии и экзотических франкоязычных островов (Корсика, Реюньон, Мадагаскар и Кабо-Верде). Эден Холэн полна изящества, харизмы, элегантности и новаторства и  объединяет музыкальные культуры воедино благодаря своей страсти к музыке.

 

В 2013 году Eden был приглашен TED France прочитать лекцию о культурных мостах, которые она инициирует, а в 2017 году Эден организовала два международных фестиваля музыки мира —  на острове Реюньон в Индийском океане и на Корсике,

В этом году Эден выпускает свой третий альбом. Как и два ее предыдущих альбома, сочетающих классическую музыку, хоровую музыку, спиричуэлы, госпел и блюз, они выходят благодаря ее сотрудничеству с музыкантами из Израиля и из-за рубежа.duke-ellington-Credit Wikimedia Commons

 

******

Дюк Эллингтон. Второй Священный концерт.

Израильский Вокальный Ансамбль и Израильский Джазовый Оркестр

 

Городской центр искусств и музыки, Раанана: 4 июня, пятница, 13:00

Тель-Авивский музей искусств: 6 июня, воскресенье, 20:30

Виртуальный концертный зал Израильского Вокального Ансамбля, прямая трансляция из Тель-Авива + дополнительные 48 часов: 6 июня, воскресенье, 20:30
Заказ билетов – на сайте  или по телефону 074-7012112.
Стоимость билетов: 105-115 шекелей на концерт в Раанане;115-135 шекелей на концерт в Тель-Авиве; 70 шекелей – на онлайн трансляцию

 

Израильский Вокальный Ансамбль представляет свой новый концертный онлайн-зал: новая качественная стриминг-платформа, адаптированная под ансамбль и его аудиторию, для онлайн-трансляций концертов и других мероприятий. На сайте  — трансляция живых концертов, записи прошедших концертов, подкастов и лекций дирижера и музыкального руководителя ансамбля Юваля Бен-Озера, и многое другое.
Все концерты ансамбля нового сезона будут транслироваться и в прямом эфире на новой платформе – как для держателей абонементов, так и для обычных зрителей. Платформа обеспечивает более высокое качество видео и звукового вещания, чем это принято сегодня в Zoom, в Facebook и в YouTube. Дополнительная информация WhatsApp 
Все фотографии предоставлены Израильским Вокальным Ансамблем

 

 

 

поделитесь: