Реситаль Джошуа Белла впервые в Израиле – единственный концерт 5 апреля 2017 года в Тель-Авиве
Лучший скрипач Америки, виртуоз мирового масштаба и одна из самых неординарных фигур на музыкальном Олимпе, Джошуа Белл легко сочетает несочетаемое — блестящую академическую карьеру, записи саундтреков к голливудским фильмам и склонность к экспериментам. «Я не люблю делить искусство на две опции — «серьезно» и «развлекательно», — говорит Джошуа Белл, кумиром которого является Яша Хейфец и основные черты исполнительского искусства которого — виртуозность и оптимизм, такт, мастерство и вкус. Но музыке, особенно классической, необходима предельная, совершенная тишина. Даже не столько сама тишина, сколько вслушивание. Реситаль предполагает именно «вслушивание».
«Классическая музыка задействует все уголки сознания, все мыслительные и душевные силы, требует активного соучастия — вот почему мы так ее любим, — считает Белл и добавляет: — Если мы отключены от мира, замкнуты от него наушниками плеера или мобильного телефона, если мы окружаем себя пищалками и дуделками и привыкли проводить время в суете, то вряд ли поймем ее прелесть, ее глубины. Музыка заражает своей красотой — и преображает того, кто прикасается к ней. Взять, к примеру, меня. Я любил игру на компьютере, любил теннис, пинг-понг, все виды спорта с мячом, но в итоге с головой ушел в музыку».
Помимо напряженной концертной деятельности, Джошуа преподает, читает лекции в звании профессора в нескольких музыкальных вузах Америки. У Джошуа подписан эксклюзивный контракт с Sony Classical, компанией, которая привлекает новую аудиторию в сферу классической музыки и открывает новые сочинения для слушателей и ценителей по всему миру. Белл также известен как автор собственных каденций к концертам Бетховена и Мендельсона, Сибелиуса и Карла Гольдмарка, которые были высоко оценены критиками. В его исполнении номинировалась на «Грэмми» и запись «Фантазии» Гершвина, премьера сочинения для скрипки с оркестром на темы из «Порги и Бесс». В 2010 году Белл снялся в пяти прямых эфирах из Линкольн-центра под названием «Джошуа Белл с друзьями в Пентхаусе» (Joshua Bell With Friends The Penthouse). Среди других шоу, в которых он участвовал артист — сюита «Вестсайдская история», концерт «День памяти» перед Белым домом.
Беллу ближе романтический подход к исполнительству. Он считает аутентичное направление в исполнительском искусстве ненастоящим — прежде всего, потому, что утеряны ключи понимания того, как именно исполнялась эта музыка во времена Вивальди и Баха. В XX веке все пронзил, пропитал собой романтизм, став уже неотделимым от нашего восприятия. «Пытаться играть аутентично — все равно, что танцевать рок-н-ролл в камзоле», — утверждает Белл.
И он играет — ярко и с нервом. «Как артист я отражаю свое время. Ко мне часто приходят и говорят: «Мы живем в сумасшедшие времена скоростей, поэтому ваша манера, ваше поведение, наконец, ваша игра не должны отражать их». На что я чаще всего отвечаю: «Посмотрите на время, в котором жили Моцарт и Бетховен. Кровавые революции, войны, антисанитария, смерть повсюду… Матерей, умирающих при родах, было в разы больше, чем сейчас. И при этом — какая музыка!.. Да, я забыл признаться: я люблю свое время!».
Аккомпанировать Джошуа Беллу будет британский пианист Сэм Хейвуд — также из музыкальных вундеркиндов, не потерявшихся во взрослой карьере, талантливый солист и не менее яркий камерный музыкант, с большим успехом выступающий в лучших концертных залах мира.
Сэм Хэйвуд начал играть на фортепиано в 4 года. В 13 лет Сэм Хейвуд был удостоен звания «Молодого музыканта года» от ВВС. Вскоре после этого, в 1989 году, Королевское филармоническое общество присудило ему стипендию Юлиуса Иссерлиса.
Сэм Хейвуд обучался в Университете искусств в Вене и в Королевской Академии музыки в Лондоне.
Основное место в репертуаре пианиста занимает музыка венских классиков и романтиков: Шопена, Шумана, Шуберта, Листа, Брамса. В то же время он часто включает в свои программы сочинения композиторов, малоизвестных широкому кругу слушателей.
Сэм Хейвуд — один из основателей и арт-директор музыкального фестиваля Solent в английском городе Лимингтоне, на который приезжают всемирно известные артисты.
Музыкант придает большое значение работе с детьми и молодежью. Он — автор произведений для детей, регулярно проводит семейные концерты и и мастер-классы. Принял участие в записи сочинений 10-летнего композитора-вундеркинда Альмы Дойчер. Несколько лет назад Хейвуд изобрел уникальную электронную программу Memorystars, которая позволяет резко сократить время для запоминания музыкальной партитуры, а также любого печатного текста. Использование им iPad и педали bluetooth для переворачивания страниц на концертах в Карнеги-холле, Зале оркестра Чикаго и Дисней-холле привлекло большое.
С Джошуа Беллом Сэма Хейвуда связывают долгие годы сотрудничества. Музыканты постоянно гастролируют по Европе и США, записываются на CD. Последний альбом Хейвуда — уникален, так как был записан на инструменте Шопена Pleyel 1846 года. Он и сам является автором ряда сочинений, соавтором детской оперы.
Израильская Филармония. Особый концерт – реситаль скрипача Джошуа Белла.
Пианист – Сэм Хейвуд
Тель-Авив, Гейхал ха-Тарбут, 5 апреля, среда, 20:00
В программе:
Людвиг ван Бетховен. Соната № 1 для скрипки и фортепиано, Opus 12, № 1
Иоганнес Брамс. Скерцо из сонаты ля минор для скрипки и фортепиано из сонаты F-A-E
Иоганнес Брамс. Соната № 3 ре минор для скрипки и фортепиано, Opus 108
Аарон Джей Кернес. Air
Эжен Изаи. Соната № 3 для скрипки соло
Сергей Рахманинов. Вокализ
Пабло де Сарасате. Фантазия на темы из «Кармен», соч 25
Заказ билетов на сайте продюсера гастролей – компании Rest International, организаторе эксклюзивных мировых проектов в Израиле
Фотографии предоставлены компанией Rest International и пресс-отделом Израильского Филармонического Оркестра