В ближайший Шавуот, с 30 мая по 3 июня в Абу-Гош пройдет уже 51- фестиваль вокальной и литургической музыки. На сайте фестиваля опубликована полная программа, есть страница и на русском языке, билеты уже в продаже, а пока мы предлагаем вам небольшой обзор истории и концертов фестиваля.
Абу-Гош — фестиваль вокальной и литургической музыки, а также музыки камерной, барокко и ренессанса, завораживающих месс и кантат – проводится уже в 51 раз! И каждый раз – к удивлению и удовольствию меломанов всех мастей, ценителей и профессионалов, любителей серьезной классики и легкого вокала, музыки инструментальной и народной, фестиваль остается прежним традиционным фестивалем, при этом, постоянно обновляясь и предлагая иную программу, приглашая к участию других исполнителей, обращаясь к новой и к постоянной публике, часть которой верна фестивалю с 1992 года, когда литургика в Абу-Гош была возрождена после долгого перерыва.
Фестиваль – это сотни музыкантов и певцов, хоры и оркестры, солисты и ансамбли из-за рубежа и Израиля; десятки произведений, 16 программ и 7 площадок. В программу 51-го фестиваля входят концерты классической и этнической музыки, барочной и современной, джаза и шансона, музыки литургической и еврейской, мелодий старинных распевов и аутентичных исполнений, с приемами литургического чтения и светскими текстами, музыки вокальной, инструментальной, а также концерты на открытом воздухе. На сей раз 16 концертов фестиваля пройдут в течение 4 дней с 30 мая по 3 июня (обратите внимание – 1 июня концертов не будет) — как в церкви Кирьят-Яарим, так и в крипте монастыря бенедиктинцев в Абу-Гош, где пройдут 6 концертов. Дополнительно в среду 31 мая и в субботу 3 июня с 12:00 до 16:00 на пяти открытых площадках вокруг церкви Кирьят-Яарим одновременно будут проходить концерты различных жанров – от оперы до музыки мира, вход на которые – по единому билету. Эти «Дни музыки на открытом воздухе» — отдельное переживание, когда музыка в физическом смысле разлита в воздухе и окружает со всех сторон. Стоит попробовать принять участие в этих «Днях музыки», а потом остаться на вечерние концерты для того, чтобы понять, почему поклонники фестиваля в Абу-Гош приезжают сюда дважды в год уже десятилетиями, 26 лет подряд.
Фестиваль – и это важно, нужно и даже необходимо, когда концерт становится частью праздничного дня, — это еще и множество туристических развлечений: прогулки, экскурсии, кулинария, но, прежде всего, музыка.
Откроет основную программу фестиваля 30 мая, во вторник, в 11:30 утра главный гость фестиваля — известнейший Хор Университета Делавэр из США под управлением профессора, дирижера Пауля Хэда. Выступления хоров из-за рубежа — это отличительная черта программы фестиваля в Абу-Гош, а для слушателей – редкая возможность услышать необычных исполнителей. Хор Университета Делавэр, приезжающий в Абу-Гош в составе из 45 человек — один из лучших в США, известный во всем мире, предлагает программу, состоящую из произведений Баха, спиричулэс и другого. Гость этого концерта – израильский музыкант, перкуссионист Хен Цимбалиста. Хор выступит на фестивале дважды. Второй концерт при его участии пройдет в среду 31 мая в 18:00, причем с другой программой, составленной в основном из аранжировок известнейших джазовых композиций — от Гершвина до Эллингтона. Не хочется раскрывать все секреты, но одно из произведений, исполняемых хором, посвящено Альберту Швейцеру и его миссии в Габоне. Связь между историей, музыкой классической, музыкой африканский и католической церковью. Приходите – вам расскажут. Точнее – споют.
В Schola Cantorum — Хоре Университета Делавэр — поют студенты, преподаватели и сотрудники университета, а также и жители местных общин. Хор специализируется на крупных музыкальных формах, часто выступает в сопровождении симфонических оркестров. В хор после прослушиваний могу поступить студенты всех отделений университета, а не только музыкального. Возглавляющий хор профессор Пауль Хэд руководил многими хорами в США, неизменно получая признание за их музыкальное мастерство, написал несколько книг по хоровому мастерству и исполнению, участвовал в записи многих компакт-дисков. Под его руководством Хор Университета Делавэр занимал призовые места на международных хоровых фестивалях в Эстонии, Испании и Венгрии и в других странах. В Израиль хор приезжает впервые. И, как рекомендуются, не пропустите – интереснейший хор и интереснейшая программа.
Еще одна из гостей фестиваля – португальская певица, сопрано София Педро, которая выступит в Абу-Гош утром в субботу, 3 июня 201, в 11:30, исполняя произведение бразильского священника и композитора колониального периода конца 17 – начала 18 века Хосе Маурисио Нунеза Гарсиа «Бразильский реквием по португальской королеве» вместе с израильскими солистами (Анна Марика Эверс — альт, Ошри Сегев – тенор, Яир Полищук — бас, Гили Ринот – кларнет), хором Верхней Галилеи под управлением Рона Зархи и ансамблем «Феникс» под управлением Мирны Герцог. Это также ее дебютное выступление в Израиле, и скорее всего София Педро – одна из основательниц ансамбля Ensemble Seconda Pratica и востребованная оперная солистка — будет приезжать к нам в страну свновь и вновь: ведь помимо музыкального образования у Софии Педро есть и академическая степень по археологии.
В пресс-релизе не перечислить всего, что есть в программе фестиваля, хотя соблазн сделать это велик: как и каждый раз программа удивляет тем, что художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош Ханна Цур вновь смогла придумать новые сочетания из популярных произведений, придав им новое звучание, и из ранее незнакомых израильским любителям вокальной и хоровой музыки сочинений.
Вот примеры: «Грека Зорба» Микиса Теодоракиса исполнит прекрасная певица (альт) Сильвия Кигель (потрясшая всех в прошлом году своим исполнением Canta General Теодоракиса), Объединенный Кибуцный хор и оркестр «Симфонетт Раананы».
И — вновь интрига: на фестивале выступит победитель проходящего в эти дни 15-го фортепьянного конкурса им. Артура Рубинштейна. Имя его неизвестно, но программа концерта уже объявлена – произведения Брамса и Бизе.
Нельзя не упомянуть об исполнении Торжественной мессы в честь св. Цецилии Шарля Гуно, о программе «Джаз и Классика. Встреча в Абу-Гош» трио Ярона Готфрида совместно с октетом «Моран» (Вивальди, Перселл. Бриттен). Произведения Вивальди также прозвучат в концерте оркестра «Баррокада». А часть солистов «Баррокады» исполнят в другой день совместно с оперной студией «Мейтар» израильской оперы программу «Аллилуйя — Леонард в Америке» — музыку Леонарда Бернстайна и Леонарда Коэна.
Концерты в крипте – более легкие, более сборные: песни Рамиреса,
Вилла-Лобоса, Жилберту Жиля, Луиса Бонфа, Наны Мускури, королевы фадо Амалии Родригес, «Битлз» — все в необычных трактовках и переложениях.
Обратите внимание и на концерт певицы Адар Атари «Пастбища среди лилий» — еврейско-йеменские народные песни и песни Моцарта и на программы «Дней музыки» на Шавуот в Абу-Гош.
И, конечно фестиваль — эта сама удивительная атмосфера Абу-Гош, обусловленная историей этого места и монастырей в нем. В это уже сложно поверить, но идея фестиваля зародилась еще в 1957-м году благодаря любви к музыке доктора химии Феликса Зульмана, профессора Иерусалимского университета, которого в свое время поддержал пианист и дирижер Зиги Штадерман. Их называли фанатиками, но именно они обнаружили удивительную акустику помещений старых церквей и крипты времен крестоносцев в деревне Абу-Гош. Первыми слушателями хоральной музыки стали их семьи и любители помузицировать из Иерусалима. Европейская литургическая музыка долгое время оставалась в Израиле мало популярной, и потому фестиваль в Абу-Гош десятилетиями оставался едва ли не единственным местом, где можно было послушать кантаты и мессы в вокальном исполнении. С тех пор многое изменилось, фестиваль стал проводиться два раза в год – весной на Шавуот и осенью на Суккот, литургическая музыка из Европы уже не под запретом, да и сам фестиваль стал фестивалем вокальной, а не только литургической музыки, количество слушателей возросло в сотни раз, неизменным осталось место проведения фестиваля — Абу-Гош.
Католический монастырь Кирьят-Яарим, на территории которого проходит большая часть концертов фестиваля, — монастырь «Богоматери и Ковчега завета» (Notre Dame Arche D’Alliance) — принадлежит ордену Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650-м году. У Ордена 15 монастырей в Израиле, его сестры работают в школах, детских учреждениях и клиниках. Монастырь построили в 1924 году на руинах старой византийской церкви, разрушенной персами в 7-м веке. Его основательница — Жозефина Румеб (1850-1927). Во время Войны за Независимость в 1948-м году здесь был военный госпиталь. В настоящее время монастырь — действующий. Абу-Гош отождествляется с библейским Эммаусом, где Христос явил себя ученикам после воскрешения и с ветхозаветным Кирьят-Яарим, куда был возвращен Ковчег завета, после его освобождения от филистимлян. Считается, что деревня Абу-Гош была построена именно на руинах библейского Кирьят-Яарим. Римляне возвели здесь, над источником, большую крепость, а затем на том же месте крестоносцы основали монастырь, многие годы служивший и церковью, и военным штабом. В крипте этой церкви бенедектинцев, находящейся в центре деревни, также проходит часть фестивальных концертов.
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Продажа билетов — касса «Браво» (*3221) или «Бимот» (*6226)
Текст подготовила Маша Хинич. Все фотографии предоставлены продюсером фестиваля в Абу-Гош