В Тель-Авиве и Иерусалиме впервые был показан российский фильм «Шимон Перес – человек из будущего»
Недавно в Синематеках Города без перерыва и Иерусалиме впервые был показан фильм «Шимон Перес – человек из будущего «, снятого российской студией «Клото — Плюс». Идея создания подобного фильма у кинопублициста Владимира Синельникова зародилась ещё во время работы над документальным циклом «Третья Мировая началась», после эксклюзивного интервью с президентом Израиля. В этом году Шимон Перес отмечает свой 90-летний юбилей, и студия «Клото-Плюс» преподносит ему в качестве подарка свою картину.
На премьеру фильма был приглашен весь цвет русскоязычной израильской интеллигенции: ведущие журналисты русскоязычных СМИ, общественный деятель Аарон Мунблит, писатель Давид Маркиш, принимавший участие в съёмках картины и предложивший автором такое название, и возглавлявший несколько лет спецслужбу «Натив» Яков Кедми, также принимавший самое непосредственное участие в фильме.
В картину были включены ранее неизвестные материалы и любопытные интервью, ставшие после просмотра предметом бурного обсуждения. Авторам удалось разыскать одну из заложниц самолёта, захваченного террористами в Энтеббе в 1976 году. Даже сейчас, когда прошло более 35 лет и, несмотря на то, что о знаменитой операции написано и рассказано уже немало, личная история Руфь Гросс, едва не обернувшаяся непоправимой трагедией, произвела на гостей достаточно сильное впечатление. Авторы картины стремились показать, как непросто бывшему в те годы министру обороны Израиля Шимону Пересу далось решение о штурме израильскими военными захваченного в Уганде самолёта. В Тель-Авиве журналистка и писательница Нелли Гутина задала вопрос кинопублицисту Владимиру Синельникову, прибывшему на премьеру из России, почему ничего не сказано о решающей роли в исторической операции президента Израиля Ицхака Рабина. Владимир Синельников поблагодарил за вопрос и пояснил, что, работая над картиной, он не раз обращался за консультациями к знатокам израильской истории и людям, которые сами были участниками исторических процессов, как например, Яков Кедми. В случае с Энтеббе, все специалисты сходятся во мнении, что Перес был первым, кто поверил в удачный исход рискованного штурма и смог убедить остальных в победе.
Радиожурналист Юлия Цодекс поинтересовалась у Владимира Синельникова, почему он взялся за такую сложную тему, ведь говорить о Пересе очень сложно, в том числе из-за неоднозначного к нему отношения. «Перес – штучный товар, если можно так сказать, – поясняет Владимир Синельников. – Назовите ещё какую-нибудь политическую фигуру, которую по масштабам можно с ним сравнивать. Эта уникальная личность. Положа руку на сердце, работать над фильмом было очень трудно, но, бесспорно, и очень интересно».
На просмотре в Иерусалиме присутствовал биограф Шимона Переса известный писатель Михаэль Бар-Зоар, который с удовольствием смотрел фильм, где был одним из главных участников. Среди вопросов, которые задавали журналисты, был и такой: «Видел ли картину Шимон Перес?» Владимир Синельников признался, что нет, поскольку израильский президент «окружен каменной стеной, которую способен пробить только Бар-Зоар», на что биограф Переса активно закивал головой.
За бокалом вина после просмотра и обсуждения споры о картине и Пересе — политике не умолкали. Владимиру Синельникову удалось попасть в лагерь палестинских беженцев в Бейруте и для картины взять интервью у Мунира Аль-Макдаха, командира «Чёрного сентября», приговорённого заочно за связь с «Аль-Каедой» к смертной казни во многих странах. Многие зрители задавались вопросом, почему, зная о нахождении террориста, израильские спецслужбы бездействуют. Вряд ли автор картины знает ответ. Возможно, решающее значение имеют приоритеты нашей разведки, по понятным причинам, о планах которой нам не известно. Но это уже совсем другая история.