Что есть искусство и чем оно отличается от простого сотрясания воздуха и насилия над материалом? Что превращает ремесленника в художника? В какой момент и благодаря какому волшебству обычные мазки на холсте начинают жить собственной жизнью, общаться со зрителем на собственном языке, освобождаясь от авторской власти?
Над этими вопросами невольно задумывается каждый, кому хоть раз в жизни довелось взять в руки кисть, музыкальный инструмент, камеру или любое другое орудие самовыражения. Замечали ли вы, насколько раздраженно-пренебрежительно относится человечество к графоманам, неудачливым художникам и актерам массовки? А ведь речь идет вовсе не о злостных нарушителях общественного порядка, а всего лишь о людях, мечтающих приобщиться к «великому», но увы, неуспешно. Вместе с тем мы не спешим восторгаться гениями современности, недоверчиво взирая на результаты их каторжного труда, и пытаемся предугадать – каков будет приговор Времени, удостоит ли оно художника своим вниманием или равнодушно пройдет мимо.
К счастью, можно позволить себе такое простое удовольствие как детский, наивный и не слишком обоснованный восторг от созерцания прекрасного. Наверное, именно в этом и состоит смысл и основная идея виртуальной галереи сайта www.tarbut.ru компании «Селком». Это не арена сражений и не гламурная «тусовка». Это возможность показать и увидеть – все сразу и под одной крышей. Большинство работ, выставленных на сайте, вы не найдете в залах модных галерей, но в том-то и прелесть задумки сайта, что он позволяет почти анонимным авторам и робким новичкам рискнуть впервые, показав миру свои работы наравне с заслуженными и многоопытными мастерами. В этой виртуальной игре оставлено место для находок и сюрпризов — скользящий взгляд цепляется за необычный ракурс, пятно, форму, попадает в глубину…
Именно такое погружение в удивительный мир происходит после первого знакомства с фото-сюжетами Алекса Ванзетти. Вначале «цепляет» яркое красное пятно на ослепительно белом фоне. Не особенно вглядываясь, его можно принять за экзотическую бабочку на белой стене. При ближайшем рассмотрении картина «красное на белом» (именно картина, поскольку «это» выходит за пределы обычной фотографии) оказывается женским силуэтом, тонким, почти призрачным, распластанным по глади Мертвого моря. Сам автор, Алекс Ванзетти, сформулировал суть этой работы как «фантазия с зонтиком на тему Мертвого моря». Такого Моря еще не знал никто. Такой эротики тоже не встретишь на обложках глянцевых журналов и рекламных буклетов. Все работы Ванзетти, выставленные на виртуальной галерее tarbut.ru, пронизаны настроением, не поддающимся вербальным характеристикам. Смотрите! В них есть и сдержанный, неброский секс-апил, и глубокий покой, и композиционная завершенность, и точное лаконичное цветовое решение и что-то еще, что делает фотографию искусством.
Желание узнать еще завело меня в галерею самого фотографа и откровением стало знакомство с собственной страной, какой ее не видел никто. Свинцовое небо над Акко, черно-белые облака над Пещерой Радуги, чайки над морем, иерусалимские стены, – все это было, и не раз, но работы Ванзетти дают совершенно неожиданный результат.
Наверное, все дело в таланте и упорном труде. Пролистав работы автора в обратно-хронологическом порядке, отметим рост художника. Таинственное преображение перспективы, модели, цвета и света достигается не вдруг. «Это просто неизгладимая любовь к прекрасному, заложенная с времен, когда еще малышом, с мамой, а затем уже и один я бродил по залам моих любимых музеев — Эрмитажа и Русского Музея… Тогда и рождались первые мои картинки, вернее, замыслы», — признается Алекс Ванзетти.
Рожденный под свинцовым питерским небом, Алекс творит сегодня в атмосфере совершенно иной – на берегу соляной пустыни Мертвого моря. Солнце, свет, вода, призраки и тени наполняют его работы. И еще лица. Старики, дети, женщины и мужчины – кажется, никогда еще не видел таких глаз, такого ракурса, такой улыбки. «Люди всегда меня привлекали, своими эмоциями ну и просто порой лицами — странными, словно они прилетели из других миров… Таких лиц мало и я их всегда вычленяю из массы, порой уговаривая их обладателей… Не всегда удается, но многие портреты созданы именно так».
Совершенное погружение в сказку происходит, глядя на фотографии Мертвого моря. Кто, кстати, назвал его мертвым? Ванзетти удалось наладить свой эмоциональный и немного мистический контакт с ним. Лет 20 назад Алекс обратил внимание на странности светопреломления и тени на поверхности моря. «Я заметил, что изображение девушки, лежащей на поверхности Мертвого моря, имеет некую странность: отражение ее нереально искажалось таким образом, что невольно думалось о каких-то фантастических силах, влияющих на свет».
То, что изображено на снимках Ванзетти, можно назвать вдохновением, талантом, как угодно, можно не мигая вглядываться в сплетение мужских и женских рук на фотографии, фотографии, озаглавленной многозначительным троеточием…
Но ответ на вопрос стоит искать между строк.
И если удастся рассмотреть нечто недосказанное, интимное и волнующее сквозь линии, силуэты и тени, – значит, чудо произошло.