С 9 по 27 сентября в выставочном пространстве третьего этажа ресторана Table Talk в Тель-Авиве пройдет выставка-продажа работ Андрея Макаревича и художника-экспрессиониста Саши Галицкого «Потоп». Это уже третья совместная выставка двух художников, которая будет готовиться на пленэре и в мастерских в Израиле весь август. Тема определена – библейский «Потоп». Конкретнее — ковчег и чистые и нечистые твари, которых было каждой по паре. Жанр — любой, какой получится как результат слаженного творчества в 4 руки, обсуждений, разговоров, общения. А пока что – интервью с Сашей Галицким…
******
В сентябре на крыше ресторана Table Talk откроется выставка-продажа работ Андрея Макаревича и художника-экспрессиониста Саши Галицкого «Потоп». Определить жанр, в котором работают художники невозможно: экспрессионизм, примитивизм, другие измы — ни один не подходит к тому, что вы увидите в стеклянном павильоне на третьем этаже, на Дизенгоф, 64. Макаревич и Галицкий рисуют в четыре руки, слушают музыку, философствую, шутят. И «картинки», которые при этом появляются на свет как результат общения двух друзей – это другая реальность смешная, наивная и чистая, заглянув в которую, каждый из нас станет чуть лучше. Саша Галицкий рассказал Елене Шафран о «Потопе» и о том, как отделить «Чистых» от «Нечистых».
— Саша, «Потоп» ваша третья совместная выставка. Две первые прошли несколько лет назад Москве, в галерее «Роза Азора», имели огромный успех, все работы были проданы…Как вам пришла в голову идея рисовать в четыре руки?
— Это было предложение Андрея. Первый раз лет пять назад мы провели неделю у него в мастерской и рисовали котов. Называлась выставка «Котаблосы». У нас получились такие ретаблосы, картинки с надписями, с разнообразными котами.
— Это не то, что мы называем в фейсбуке «котиков вам в ленту»?
— Они были разные, в чем-то похожие на нас. Вторая выставка называлась «На дне». Мы устроили такую рыбную творческую неделю. Взяли цитаты из Горького, из пьесы «На дне», но не те, что мы учили в школе, а совершенно вырванные из контекста. Например, «Почему ты до сих пор врешь?». И при этом не забывали и об образе классика. Максим Горький «на дне» у нас все время присутствовал. Он лежал в виде рыбы.
— И, все-таки… Как вполне самодостаточные художники могут рисовать вдвоем, на одном куске холста, бумаги?
— Это такой специфический процесс. Мы просто дополняем друг друга. Один начинает — другой заканчивает. Работаем разными материалами, в разной технике. Андрей больше любит карандашами и гуашью. У меня — свои примочки. В каждой работе будет присутствовать какой-то текст. Я как раз сейчас эти тексты ищу. Поскольку выставка состоится в Израиле, то и часть надписей будет на иврите.
— На этот раз вы замахнулись на тему глобальную. Это же Всемирный Потоп, Ной, Ковчег?..
— И «каждой твари по паре»… Мы и Ковчег хотим нарисовать вместе — большой такой. Но сейчас, в так сказать подготовительный период, я озадачен проблемой, как отделить «чистых» зверей от «нечистых».
— Ничего себе задача! Господь отделял…
— Но мы же за ним и идем и пытаемся его понять. Над этим сложным вопросом мы размышляем и пока не нашли объяснение, что такое «чистое» животное и что такое «нечистое» животное.
— Кошерное и некошерное?
— Это только на первый взгляд. Но мне кажется, что проблема-то глубже. Мы и попытаемся докопаться до глубин. И это даст дополнительный смысл выставке.
— И все-таки вы отделяете «чистых» от «нечистых» или съедобных от несъедобных?
— Я еще пока не разобрался. Господь Бог как-то сложнее заложил. Он же не только для евреев сделал этот самый ковчег. Он же еще и корейцев создал, которые едят собак. Как можно отделять «чистых» от «нечистых» таким примитивным способом — кошерно-некошерно. Мы тут будем думать. Развивать вопрос в глубину.
— Даже страшно подумать, куда вы нырнете…
— Да. Выставка обещает быть глубокой. Мы поднимем всякие темы мироздания.
— Саша, если честно, это же не работа для вас серьезная, вы таким образом развлекаетесь. Включаете музыку, болтаете, приятно проводите время.
-Я вообще не работаю давно. Я тунеядец. Нельзя никогда работу работать. Потому что, для чего же жить?
— Сколько вы будете трудиться «в поте лица своего»?
— Будем трудиться, пока не натрудимся.
— Какие критерии? Что вы будете оставлять для выставки? Или у вас будет безотходное производство?
— Трудно сказать. Как пойдет. Это творческий процесс. Он течет и течет. Иногда и не получается. Результат предсказать трудно. То, что нам обоим понравится, то и пойдет на выставку.
— В какой технике вы предполагаете работать?
-Скорее всего бумага, акварель, акрил, карандаши, гуашь. Размеры будут разные. Например, это могут быть маленькие слоники и огромные муравьи.
Свободная техника, которая идет от, как я это называю, графических радостей. То есть начинаешь от какой-то формы или линии, или пятна. Она куда-то идет и из нее что-то получается. Тут приходит соавтор, берет в руки инструмент и что-то добавляет. Потом ты исправляешь его или дополняешь. И так далее. Мы никогда не копируем свои работы.
— Когда вы работаете, какой вокруг антураж? Какую вы слушаете музыку?
— У Андрея в студии будем слушать джаз, а у меня «пение» моего кота.
— Это тот кот, которого так «нежно» любит Андрей?
— Да, он очень привязан к нему.
— А к вам? Что вас связывает в человеческом плане? Как давно вы познакомились?
-В 2008 году в Москве на фестивале Вячеслава Полунина «Корабль Дураков» у меня была персональная выставка. На нее пришел Андрей. Там мы и познакомились. Он оказался замечательным человеком. Мы как-то нашли общую ноту общения. А потом он в какой-то момент сказал: «Черт! Как бы с тобой порисовать вместе». Я ответил, что это совсем не трудно. Так все и получилось.
— Что для вас главное в этом процессе?
— С Андреем очень приятно работать. У меня ни с кем такого уровня контакта профессионального не было никогда. Это возможно в случае только очень близкой дружбы. Мы оба получаем удовольствие от общения, от того, что делаем и зритель это увидит и почувствует.
Страница мероприятия в фейсбуке
Среди тех, кто сделает репост этого текста на свою личную страницу в фейсбуке, будут разыграны VIP приглашения на предварительную презентацию выставки-продажи. У вас появится возможность выбрать понравившиеся вам работы раньше других посетителей выставки.
Интервью взяла Елена Шафран. Рисунки и фото — © Саша Галицкий и © Андрей Макаревич (с выставок «Котаблосы» и «Горький. На дне» в московской галерее «Роза Азора»)