Жителю севера страны Семену Миллеру хорошо известно, как правильно построить денежный бизнес. А бизнес у него — денежный в прямом смысле, поскольку Семен Миллер работает с деньгами, через его руки и руки его сотрудников ежедневно проходят такие суммы, о который только может мечтать азартный игрок и постоянный покупатель лотерейных билетов. Семен Миллер, владелец обменных пунктов на севере страны, — давний и постоянный партнер компании транзакций GMT, в его обменниках расположены филиалы этой компании, специализирующейся на денежных переводах в страны бывшего СССР. Недавно Семену пришлось обустраивать новое помещение: он открыл очередной, уже третий филиал, на этот раз в Хайфе. По его словам, к расширению бизнеса его подтолкнула экономическая ситуация. За последние месяцы резко возросло число клиентов, которые хотят переводить деньги за границу: ежемесячно через каждое из его отделений проводится около 150 операций по переводу денег через компанию транзакций GMT. И хотя средние суммы переводов несколько снизились из–за кризиса, общий оборот не пострадал. К традиционным группам клиентов – репатриантам и иностранным рабочим – добавились коренные израильтяне, которые, воспользовавшись услугами GMT однажды, приходят вновь и вновь. Причины просты: низкие комиссионные, удобные часы работы, быстрое и качественное обслуживание. «Клиентов стало больше, и пришлось открыть новое отделение», — шутит Семен.
По традиции, отделения GMT располагаются в пунктах обмена валюты, и филиалы Семена – не исключение. Он поделился с нами своим опытом построения и ведения подобного бизнеса.
«Новый филиал в Хайфе – это уже третье мое отделение, добавившееся в двум существующим. У меня уже есть опыт, но человек, впервые столкнувшийся с такой темой, может не заметить «подводные камни», на которые никогда не напорется професиионал. Самое первое и главное дело – подготовить помещение. Выбор места и помещения – это альфа и омега любого бизнеса», — говорит Семен.
Вторая и очень важная тема: безопасность и надежность. Отделение должно быть расположено в хорошо освещенном месте. А само внутреннее обустройство должно гарантировать безопасность, надежность и конфиденциальность. «Человек, пришедший ко мне в отделение послать деньги родственникам в СНГ, чувствует, что, во-первых, это не проходной двор, а солидное учреждение, а во-вторых, точно знает, что никакие любопытствующие глаза даже если захотят, то не смогут увидеть, какие суммы он переводит и сколько у него денег в кошельке. Никто посторонний не должен знать и видеть, что именно делает человек: отправляет деньги, получает перевод или обменивает валюту». Итак, обеспечение конфиденциальности клиента – важнейшая задача.
В помещении, где производятся операции с деньгами, будь то валютный огбмен или перевод денег за границу, должно быть ограждение возле кассы, причем сама касса не может располагаться вблизи входа. «Этот опыт я приобрел во время работы в банке, а я там работал 16 лет. Обратите внимание, в банке кассы располагаются не у входа, а если речь идет о главной кассе, то она и вовсе в глубине помещения», — продолжает Семен.
Он убежден, что в таком деле не должно быть мелочей, вернее, ни одна мелочь не должна остаться без внимания, идет ли речь о расположении сейфа («подумайте о том, в какую сторону открывается дверца сейфа, чтобы посторонние не могли видеть его содержимое»), обустройстве рабочего стола сотрудника или размерах окошка кассы.
И наконец, еще одна тема, которая является едва ли не самой главной и которую на нашей бывшей родине обозначали емким словосочетанием «человеческий фактор».
У Семена есть несколько критериев, по которым он отбирает работников. Они должны знать как минимум два языка: русский и иврит. Иврит, чтобы вести документацию, а русский – чтобы общаться с клиентами, которые переводят деньги в страны бывшего Советского Союза через компанию транзаций GMT. Второе требование – «не бояться денег», ведь в течение рабочего дня через их руки проходят крупные суммы. «Бывает, человек возьмет в руки пачку денег, и у него от страха руки трясутся. Излишний трепет перед денежными знаками – только помеха работе». И наконец третий и последний критерий – возраст. В отличие от большинства компаний, где существует де-факто возрастная дискриминация и куда практически невозможно устроиться человеку, разменявшему пятый десяток, у Семена действует «компенсирующая дискриминация»: он принимает работников старше 40 лет: «Средний возраст моих сотрудников – 50 лет. Я ценю тех работников, которые не убегут через полгода на другую работу, не уйдут в декрет или не начнут учиться. И вообще, люди постарше серьезнее и ответственнее относятся к делу, и я рад, что могу предложить им работу и зарплату».