Игорь Бутман: «Соревновательный процесс имеет в джазе большое значение»

поделитесь:

Игорь Бутман4

Коллеги и поклонники лидера российского джаза, неутомимого его популяризатора, руководителя всемирно известных музыкальных коллективов Игоря Бутмана всегда отдавали должное разносторонним проявлениям таланта знаменитого саксофониста. Как выразился один из его молодых коллег: «В этом необычном человеке, самом известном из российских джазовых музыкантов, все сошлось! Его творческий путь — особый, ни с кем не сравнимый. И все, что он делает – для джаза!..»
Наверное, так оно и есть. Разве не для пропаганды в России джазового искусства Бутман, например, решился стать героем телепрограммы «Моя родословная»? И раскопал свои дворянские корни, попутно облачившись в офицерский мундир, творчески демонстрируя выправку и задор записного дуэлянта…

Впрочем, и в своей реальной жизни Игорь старается не отставать от предка – бретера, известного в кругах российской аристократии.
Правда, собственные «дуэли» музыкант предпочитает проводить нынче в кругу единомышленников, во время джазовых выступлений. И отыскивает достойных «дуэлянтов» по всему миру. Среди тех, кому он посылал «вызов», — виднейшие джазмены, которые, в свою очередь, не оставались в долгу. «Дуэль» с Бутманом считается привилегией «избранных». Таких, как Гровер Вашингтон, Джордж Бенсон, Алекс Сипягин, Пэт Метени, Уинтон Марсалис…

Кстати, с Марсалисом Игоря связывают не только совместные джазовые «поединки», но и старинная дружба. Он считает великолепного американского трубача своим единомышленником по взглядам на жизнь, на искусство. У Марсалиса Бутман побывал и во время выступлений в январе в Нью-Йорке в рамках престижной международной джазовой конференции, этакого мирового «смотра» лучших представителей жанра. Это четвертая по счету ежегодная «демонстрация достижений» в Америке коллектива, созданного многолетними усилиями Игоря Бутмана.
В этом году в Нью-Йорке впервые вместе с «Квартетом Игоря Бутмана» играл 25-летний российский пианист и певец Олег Аккуратов. Уникальный талант «слепого музыканта» сразу был воспринят мировой джазовой элитой как сенсация. Четыре концерта прошли с огромным успехом. Игорь повез Олега и к Марсалису домой. Легенда американского джаза принял молодого музыканта восторженно. Там же, в Нью-Йорке, был записан новый альбом .
За выступлениями в Америке последовал концерт в Москве, посвященный 90-летию великого Майлса Дэвидса. Затем — Швейцария, Базель …

— У вас, Игорь, был такой напряженный январь, — этой фразой началась наша беседа с Бутманом, который запланировал свой приезд в Израиль на начало апреля.

Собеседник энергично возражает: у его коллектива – неизменно напряженный график гастролей:

— Мы много выступаем, это очень важно, ведь я не один, в моем оркестре 15 музыкантов, они должны зарабатывать… Да, я активен не только как музыкант, кому-то может не нравиться умение успешно вести дело… Но это удавалось многим известным музыкантам и в Америке, и в Израиле… Мы как раз с Уинтоном Марсалисом обсуждали эту тему: что можно противопоставить зависти обывателей, ущербности?..
— И что же?
— Надо без устали совершенствовать свое искусство. Это наша форма протеста.

— Вы управленец авторитарного типа?

— Наверное. Хотя я умею прислушиваться к мнению своих опытных товарищей. Один из них, например, замечательный пианист, композитор, оранжировщик Николай Левиновский. С такими людьми я советуюсь… Впрочем, когда-то наш басист Виталий Соломонов сделал мне замечание, услышав, как я обращаюсь к молодым музыкантам своего оркестра: «Давайте попробуем сыграть так…».

— Его смутило «Давайте попробуем»?
— Он высказался прямо : «Игорь, а может, не надо говорить, словно ты не знаешь, как на самом деле надо было сыграть?..» Но я думаю, что в отношениях с моими музыкантами очень важно соблюсти правильный баланс.

— Считается, что для джазового музыканта особенно важна реакция публики, ежеминутный контакт с ней. Но наверное, есть те, кто просто не воспринимают этот музыкальный жанр? Те, кто случайно оказывается на вашем концерте?

— Да, и это бывает, но истинное мастерство, по-настоящему талантливое исполнение способны пробудить даже тех, кто от искусства далек. Даже они оказываются во власти прекрасного. Я обычно во время концерта стараюсь не обращать внимания на посторонние вещи. Хотя однажды в Петербурге мы выступали во время проходившей там международной конференции по безопасности. Принимали, как всегда, замечательно. И только один высокопоставленный представитель британской делегации вел себя неадекватно. Настолько, что даже я это запомнил. Но это уникальный случай…

— Известно, что вы, Игорь, часто приглашаете играть молодых, начинающих музыкантов. Это случайность или позиция?

— Возможно, неплохо было бы приглашать только великих джазменов, но мне просто интересно играть с более молодыми коллегами. В нашем оркестре много молодых саксофонистов. Они, кстати, считают, что все уже знают.

— Интересно разубеждать их во время вашей творческой «дуэли» на сцене?

— Соревновательный процесс имеет в джазе большое значение. Действительно, джазмены нового поколения более профессиональны, чем были их сверстники в бывшем СССР. В той стране было немного джазовых ансамблей, и только избранные, признанные государственными структурами, имели возможность репетировать и выступать в нормальных условиях. Показательно, что среди моих сверстников россиян я не встретил для себя подходящего соперника, конкурента. А вот среди музыкантов от 20 до 30 лет – да. По крайней мере, семерых я знаю точно.

— Молодые наступают легендарному Бутману «на пятки»?

Он восклицает возбужденно:

— Да нет, они уже отдавили эти самые «пятки»! И именно это важно, это «заводит»! Понимаете, в одиночку невозможно бороться за джаз! Мне нужна армия джазистов.

— Какие качества джазиста для вас на первом месте?

— Прежде всего я ценю талант, стремление играть. Важно правильно оценить музыкальные и человеческие перспективы.

— Случалось расставаться?

— Да, случалось. Если я видел, что музыкант «не растет», не развивает свой талант, не стремится его совершествовать. Если в глазах нет искры интереса… Профессионализм подразумевает ответственность, соблюдение этических норм. Я никогда не забуду трагический случай, который произошел во время наших выступлений в Нюрнберге два года назад. Молодой оркестрант, бурно отмечая окончание гастрольного турне, упал с балкона в гостинице и погиб…

— Игорь, в начале апреля у вас должны состояться в Израиле три больших концерта, каждый — в двух отделениях. Ведь вы неоднократно выступали в нашей стране, хорошо знаете возможности израильских коллег, предпочтения публики?

— У меня в прошлые годы были очень интересные проекты в Израиле. Мы провели отличные «дуэли» с Робертом Анчиполовским. Выступал с Юрием Башметом, Ларисой Долиной, играл с Леонидом Пташкой, Анат Коэн… Израильские музыканты – одни из лучших в мире…

— А публика избалована?

— У нас подготовлена для нее обширная программа. Мы любим играть. Тут главное – не слишком увлечься…

— Уже сегодня израильские меломаны предвкушают возможность увидеть и услышать четвертого участника вашего знаменитого «Квартета Игоря Бутмана» – незрячего джазового пианиста с прекрасным голосом Олега Аккуратова. После показов в Америке вы хотите удивить израильтян?

— Мы уже выступали вместе с Олегом и во время гастролей в Индии. Этот молодой музыкант не перестает удивлять и вдохновлять. У него огромное дарование, великолепная память – что позволяет ему готовить выступления на языке той страны, которая нас принимает. Так было, кстати, и в Индии, и в Америке… Израильтян также ожидает сюрприз. Я давно слышал о талантливом самобытном музыканте, но лично увидеть его выступление довелось во время джазового конкурса , который проходил в Ростове-на-Дону. Олег, кстати, преподает в Ростовской консерватории. Я был председателем жюри на этом конкурсе. Олег Аккуратов стал лауреатом, обладателем «Гран-при». А я начал приглашать его в наши зарубежные поездки.

— Как обычно строится ваш день в преддверии концерта?

— Я стараюсь сосредоточиться. Играю немного в течение дня. А перед концертом не более 40 минут – чтобы «разогреться». Больше играть нельзя, а то устанешь. Перед самым концертом мне необходимо 10 минут провести в полном уединении… Но главное: в день концерта я не даю интервью, от этого бесполезно расстрачиваются эмоции и силы!

Концерты квартета Игоря Бутмана и пианиста Олега Аккуратова состоятся в этом году в Ашдоде – 5 апреля, Хайфе – 6 апреля, Рамат-Гане – 7 апреля.

Ирина Романова

поделитесь: