Израильская музыка

поделитесь:

harp with musical notes, olives and star of DavidМузыкальная культура еврейского народа известна с библейских времен. В Ветхом Завете говорится о некоем Иувале, сыне Ламеха, которого называют «отец всех играющих на гуслях и свирели» (Книга Бытия). Ему же приписывают и само изобретение музыкального инструмента, в различных переводах древних текстов именуемого то гуслями, то арфой. Это «киннор», один из древнейших струнных инструментов. На кинноре аккомпанировали себе чтецы псалмов, а юный Давид, будущий царь Иудейский, услаждал игрой на нем слух царя Саула: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (Книга Царств). В Библии упомянуты и многие другие музыкальные инструменты: шофар (рог), халиль (флейта), хацоцра (труба), шалишим (кимвалы) – всего порядка 30 наименований. Это указывает на то, что уже в те времена музыкальная культура на территории нынешнего Израиля была на высоком уровне развития.

По мере развития иудаизма возникла особая храмовая музыка. После разрушения Второго Храма она была утрачена, но отголоски ее звучат и поныне в синагогальной музыке, которая развивалась как самостоятельное музыкальное направление как на территории самого Израиля, так и за его пределами. От храмовой музыки она отличалась тем, что при богослужении в синагогах не использовалось музыкальное сопровождения, так как большая часть богослужений проводилась в шабат, когда запрещена любая работа, в том числе и игра на музыкальных инструментах. Поэтому синагогальная музыка на протяжении веков оставалась сугубо вокальной, а-капеллла.

Еврейская духовная и светская музыка оказала влияние на музыку тех стран, где жили евреи после того, как покинули свою землю, однако затем и сама испытала заметное влияние музыкальных традиций тех народов, среди которых евреи жили в диаспоре.

Приезжающий в страну по турам в Израиль туристы частенько с удивлением узнают в Израильских мелодиях – знакомые песни их стран.

Особенно заметно это влияние в народных песнях сефардов – евреев, живших сперва в Испании, а затем расселившихся по всей Южной Европе. Язык, на котором они пелись – особый сефардский язык ладино, включивший в себя испанские диалекты и элементы иврита. В этих песнях, несмотря на их ритмичность, слышится вековечная печаль изгнания и страстность мечты о Земле Обетованной. Так как сефардские песни не записывались, а передавались из поколения в поколение в устной форме, многие их оригиналы не дошли до наших дней. Те песни, которые мы слушаем сейчас, представляют собой гораздо более современные варианты. Неоценимый вклад в сбережение сефардского песенного наследия внес кантор и композитор из турецкого города Манисы – Ицхак Леви, собравший богатейшую коллекцию сефардских народных песен, которые он записал, странствуя по Турции, Балканам и Северной Африке. В исполнении его дочери, известнейшей израильской певицы Ясмин Леви эти песни приобрели ныне мировую известность.

Новый этап в развитии еврейской музыкальной культуры начался в конце XIX века длился до начала сороковых годов ХХ века. Этот этап напрямую связан с сионистским движением, когда на территорию Палестины начали приезжать переселенцы из Европы, мечтавшие о возрождении Израиля. С начала этого движения зазвучала новая музыка, по большей части состоявшая из патриотических песен. Сначала для них использовалась популярная европейская музыка, а впоследствии и специально написанная, в которой присутствовали местные мотивы, сочетавшие в себе как еврейские и европейские, так и арабские музыкальные традиции. Они назывались «песни Земли Израиля», и, несомненно, составили важный след в формировании музыки нового Израиля.

Музыка современного Израиля – это сплав разнообразных направлений, этнических традиций, мелодий и стилей. Здесь существует прекрасная школа академической музыки, множество направлений рока и популярной эстрадной музыки, проводятся международные музыкальные фестивали. Именно в Израиле, по предложению самого Давида Бен-Гуриона был учрежден Первый международный конкурс арфистов, и по сей день остающийся одним из самых престижных в этой области. «Почему же именно арфистов?» — спросили у этого выдающегося государственного деятеля. – «Потому, что именно на этой земле звучали Давидовы струны!» — ответил Бен-Гурион.

Иллюстрация — Ghenadie © depositphotos.com

 

поделитесь: