Алексей Балабанов не раз признавался, что ему скучно снимать обычные фильмы. Он утверждает, что снимает кино для себя, а не для славы и заработка. Тем не менее его работы продолжают приносить режиссёру популярность, славу и награды. Канал yes Радуга посвящает творчеству Алексея Октябриновича Балабанова первые дни мая: 2 мая мы увидим «Жмурки», 3-го – «Груз 200», а 4 мая в 21.30 зрителя ждет премьера «Кочегар».
«Кочегар» — тринадцатый по счёту фильм Балабанова. В этот раз режиссер, которого уже многие называют не иначе как мастер и мэтр российского кино, похоже, намеренно уходит от излишнего авангарда и артхауса. Сюжет нового фильма достаточно прост и понятен. Его действие происходит в 90 –е годы в Санкт-Петербурге. Главный герой Иван (актёр Михаил Скрябин) — майор в отставке, живёт и работает в кочегарке. После контузии в Афгане чудаковатый бывший офицер, якут по национальности, в свободное время сочиняет рассказ. К нему в гости часто наведываются самые разные люди, и каждый со своей целью…
Время действия криминальной драмы, похоже, выбрано Балабановым не случайно. Как раз «бритоголовые» и «распальцованные» 90-е — эпоха абсурда, разгула преступности и безнаказанности, когда человеческая жизнь в одну минуту могла превратиться в прах и пепел. Свои рассуждения о добре и зле режиссёр вкладывает в уста героев, и тема диалогов о «хороших» и «плохих» становится стержнем, на который нанизываюся эпизоды.
Хладнокровные лица, не выражающие никаких эмоций даже в самые трагические моменты, – одна из особенностей фильма. Оператор почти не останавливается на влажных глазах или дрожащих руках, и одна жёсткая сцена сменяется другой, не давая зрителю времени для сантиментов. «Кочегар» напрочь лишён какого бы то ни было пафоса, даже снимая Санкт-Петербург, красивейший город России, автор, похоже, специально избегал узнаваемых мест, а фиксировал серость, болезненную жёлтизну зданий, грязные трубы и закопчённое небо.
Чтобы показать абсурдность ситуации и своё неприятие зла, Балабанов, как и положено настоящему мастеру, использует по максимуму все художественные средства. Он умело сочетает даже несочетаемое: на фоне мрачного сюжета звучит удивительно лёгкая, красивая, по-испански страстная музыка гитариста Дидюли, причём музыка сопровождает почти каждую сцену. С помощью обнажённой женской натуры режиссёру удалось убить сразу нескольких зайцев: любовная линия (куда же без неё?) становится драматичнее, автор выводит свой монолог о добре и зле на новый уровень, и тема хороших и плохих, красавиц и чудовищ, получает законченный вид.
В фильме «Кочегар» снялись прекрасные молодые артистки — Аида Тумутова (известная российская модель) и Анна Коротаева. Женские образы, сыгранные ими, полны аллегорий и символизма. Ведь любовь, жизнь, радость, ревность, месть и смерть — слова женского рода.
Фильм номинирован в пяти категориях Ника, 2011: лучший фильм, лучший сценарий, лучший режиссер (Алексей Балабанов), лучшие костюмы, лучшая музыка.
Способно ли добро победить зло и чем это может обернуться для победившего по Балабанову?
Об этом мы узнаем из фильма «Кочегар», премьера которого состоится на канале yes Радуга в пятницу 4 мая в 21.30.
Информация об этом и других фильмах yes на сайте компании на русском языке http://yes-ru.co.il/