Что нужно, чтобы снять хорошее кино? Многомиллионный бюджет, голливудская звезда (а лучше две), сверхсовременные спецэффекты, дорогие автомобили, которые не жалко будет разбить ради красивого кадра, закаты, восходы, морские глубины и небесные сферы? Наверное, при таком наборе исходных материалов сделать хорошее «смотрибельное» кино – не проблема.
А вы попробуйте сделать интересный фильм с одной-единственной камерой, в помещении (или на натуре, но практически без натурной съемки), в режиме «говорящей головы», да так, чтобы глаз и ушей было не оторвать!
Молодой российский режиссер Григорий Константинопольский попробовал – и сделал очень интересный артхаусный проект, и назвал его «Кошечка». Эту экспериментальную картину зрители канала yes Радуга смогут увидеть в рамках специального премьерного показа «Месяца авторского кино» в пятницу, 19 ноября в 21.00.
По форме это фильм-монолог, вернее, это четыре монолога-новеллы, на первый взгляд не связанные между собой ни повествовательно, ни событийно. Но только на первый взгляд, потому что под всеми этими разношерстными историями есть некий общий культурный пласт, понятный вдумчивому зрителю. Он обозначил жанр своей картины как комедию, но это не комедия в привычном представлении, хотя отдельные пассажи заставляют зрителя смеяться. Скорее, это иронические, даже саркастически-резонерские истории, которые преподносятся зрителю от лица самых разных, но при этом непременно гротескных персонажей.
Первая история ведется от лица «пожилой» 45-летней балерины, в роли которой снялся один из интереснейших современных российских актеров Михаил Ефремов. Выбор актера-мужчины для иллюстрации безрадостной жизни отошедшей от дел танцовщицы, так и не воплотившей мечту своей жизни станцевать Жизель, безусловно, призван ошарашить зрителя. Можно с уверенностью сказать, что цель достигнута, ибо зрительский шок этому эпизоду будет обеспечен. В следующей новелле мы встретимся с молодым красавцем-бизнесменом (Александр Стриженов) , который пытается убедить себя и зрителя, что женится по любви на 50-летней богачке и безумно ее ревнует. Главный и единственный герой третьего эпизода – годовалый младенец с задатками маньяка-убийцы, чью роль с блеском исполнил Виктор Сухоруков. И наконец, четвертая история – исповедь некоего писателя, мечтающего о башне из слоновой кости, в исполнении Евгения Стычкина.
В одном из интервью режиссер фильма Григорий Константинопольский (он же автор сценария) признавался, что он достаточно случайно пришел к решению сделать свою экспериментальную и очень смелую картину. Вначале о подобном проекте говорил известный мэтр российского кино Иван Дыховичный, и даже попросил Константинопольского написать сценарий для одного эпизода. Впоследствии проект не состоялся, и молодой режиссер решил снять свой собственный фильм, причем сделал это отчасти в пику современным коммерческим лентам. В результате получился скорее театральный, чем кинематографический проект. И как это бывает в театральных постановках, в фильме порой присутствуют небольшие шероховатости, которые совсем не портят впечатления, наоборот, придают большую искренность и исповедальность.
Безусловной заслугой создателей картины является безупречный выбор музыкального сопровождения к каждому эпизоду. Музыка играет в фильме не только формообразующую, но и смыслообразующую роль, стоит прислушаться к саундтреку и почувствовать его связь с рассказываемыми с экрана историями.
Чтобы понять, почему фильм получил название «Кошечка», на первый взгляд не имеющее ничего общего с историями и персонажами, его следует досмотреть до конца, тогда тайное станет явным и все станет на свои места. Такая возможность представится 19 ноября в 21.00 на канале yes Радуга.