Многие могут оценивать их отношения как слегка странные на фоне привычного для парижан ни к чему не обязывающего и откровенного адюльтера. Трудно назвать рядовой интрижкой страсть, охватившую этих двух новаторов — композитора и модельера. Впервые Габриэль, известная всему миру как Коко Шанель, познакомилась с творчеством русского композитора в 1913 году: она присутствовала на закончившейся скандалом премьере его знаменитой «Весны священной». Публика бурно обшикала этот балет с его ритмичным диссонансом в музыке и шокирующей хореографией. Однако Коко была искренне увлечена всем происходящим.
Следующая встреча со Стравинским состоялась через семь лет, когда он вынужден был бежать во Францию из революционной России. Рядом с ним — больная жена и четверо детей. Карьерные дела самой Шанель, совершившей буквально переворот в мире моды, в эти годы продвигались превосходно, но она чувствовала себя одинокой после гибели близкого друга Артура Кепела. Судьба Стравинского не оставила ее равнодушной, и она пригласила его погостить вместе с семьей у себя на вилле под Парижем.
Именно в это лето между нею и Игорем Стравинским завязываются тайные личные отношения, которые были описаны в романе Криса Гринхала «Коко и Игорь». Гринхал стал и автором сценария фильма, снятого режиссером Жаном Коуненом. Именно эта картина была выбрана для финального показа на закрытии Каннского фестиваля 2009 года. Всеизраильская эксклюзивная трансляция ленты «Коко Шанель и Игорь Стравинский» состоится 8 января в 22.00 на канале yes 3, она приурочена к 40-летию со дня смерти знаменитой женщины, философа от моды, автора неподражаемого стиля и, конечно, духов «Шанель».
Простила ли она великому музыканту сказанную им небрежно фразу: «Вы не творец, Коко. Вы – владелец магазина»? Об этом можно только догадываться. Известно только, что незабываемое для обоих короткое лето их любви ознаменовалось небывалым творческим всплеском и у Стравинского, и у Шанель: оба стали авторами шедевров – каждый в своей сфере. Именно в это время был создан знаменитый на весь мир аромат – гимн «Весне священной». Герои картины Яна Кунена мало разговаривают, тем значительнее их паузы, тем проникновеннее взгляды, тем сильнее напряжение, которое выплескивается с экрана. Авторы удачно подобрали актеров на главные роли. Жесткую, самодостаточную Шанель талантливо сыграла модель Анна Муглалис — муза Карла Лагерфельда , унаследовавшего империю Коко. Образ Стравинского – замкнутого в своем внутреннем мире гения – воплотил на экране Мадс Миккельсен. Его жену Екатерину замечательно сыграла Елена Морозова. Запоминается сцена, когда она единственной фразой пытается сразить свою соперницу в глазах мужа: «Она ничего не понимает в твоей музыке».
Фильм в необычном оформлении художника-постановщика Мари-Элен Сульмони получился очень красивым. Продуманы все детали интерьера, костюмы Шанель. Особенный восторг у зрителей вызывает сложная музыка Стравинского, отразившая в картине все оттенки отношений легендарных героев — очень сдержанных людей, не готовых выразить свои чувства словами, но нашедших место в их лучших творениях. Их роман был молчаливым, но о нем рассказывают до сих пор. Наверное, неслучайно.