Моше Розенталис – один из старейших и известнейших израильских художников и один из самых плодовитых — умер больше года назад, в августе 2008-го. В эти дни, спустя несколько месяцев после первой годовщины его смерти, практически одновременно, день за днем, открылись три его выставки.
Часть проекта «Посвящение Розенталису», в рамках которого выходит книга-альбом с репродукциями его последних работ и открывается для публики «Бейт Розенталис», бывшая студия художника в Яффском порту, где отныне будет размешена постоянная экспозиция работ Моше Розенталиса и будут устраиваться сменные выставки.
В Яффском порту в выставочном зале в «Ангаре 2» с 11 ноября действует выставка «Среди волн». В «Бейт-Розенталис» — Яффский порт, дом номер 8 – в тот же день открылась выставка «Второй взгляд». А с 12 ноября в Тель-Авивском доме художников проходит третья выставка проекта «Посвящение Розенталису» — «1000 лиц».
Проект «Посвящение Розенталису» был инициирован и подготовлен сыном художника – Авнером Розенталисом, решившим почтить память отца самым понятным и естественным способом для художника – выставками и альбомом. А заодно и открыть студию отца для публики. Авнер, бывший историком и биографом отца с 80-х годов превратил «Бейт-Розенталис», старый дом-студию художника в яффском порту с 1965 года, в выставочный зал, в новую галерею, где постоянно будут экспонироваться работы Моше Розенталиса и устраиваться сменные выставки израильских художников.
Розенталиса часто называли волком-одиночкой — мало подходящее для этого человека сравнение. Куда больше ему подходило сравнение с тихим обитаемым заселенным лишь только самим художником островом в море израильской живописи – пусть не большом, но бурном. Его картины не просты для восприятия и совсем загадочны для искусствоведов, пытающихся как-то их комментировать и объяснять, хотя нужды в этом нет. Цвет, форма и энергия этих работ не предполагают пространные толкования и разъяснения — все уже сказано самим художником. Картины Розенталиса не нуждаются в словесной помощи, в вербальном описании – его полотна самодостаточны, они отражают и показывают суть вещей в красках. Им нужен только зритель, приходящий на непосредственную встречу с чувствами, линиями, пятнами.
Значительное влияние на судьбу художника оказало Яффо – море и порт. Именно в студии «Бейт-Розенталис» он написал свои работы, посвященные этому городу. Стены Яффо — рама для его полотен, волны моря омывают холсты, проявляют свежесть красок. Яффо для Моше Розенталиса — художника бесконечного обновления — было и символом свободного духа, и, как он подчеркивал, неким переходным состоянием от природы к цивилизации. Первая экспозиция в обновленном «Бейт-Розенталис» называется «Второй взгляд». Со второго взгляда – потому что в «Бейт-Розенталис» представлены работы, которые можно назвать художественными каверами, перерисованными прежними замыслами, повторением старых сюжетов и тем. Среди них есть и рисунки на рисунках, слой на слое – иногда с разницей в 10 лет, повторение пройденного и новое осмысление прошлого.
Вторая часть этого тройного чествования – выставка «Среди волн» в «Ангаре-2» в Яффском порту — в сотне метров от «Бейт-Розенталис», от бывшей студии художника. Выставка «Среди волн» посвящена последним двум десятилетиям творчества художника. Ее главная идея – показать работы Розенталиса на живом фоне моря — моря, которое изображено практически на всех его полотнах. Показать силу волн, жизнь порта, отражение воды. Море забирало у художника силы – и оно же давало ему силу и желание продолжать. Яффский порт зримо присутствует на холстах Моше Розенталиса – и сам он остался в нем незримо и навсегда.
В тель-авивском Доме художников («Бейт Оманим» на ул. Альхаризи, 9) с 12 ноября проходит третья выставка проекта — «1000 лиц Розенталиса», в центре которой его работы акриликом. Десятки картонов, этюдов, набросков, картин. Легкие, плавные, полные динамики и одновременно приземленные напряженные, насыщенные творческим электричеством.
Четвертая часть проекта — книга-каталог работ Розенталиса, посвященная в основном его творчеству последних двух десятилетий, спонтанности и интуитивности его живописи.
Часы работы выставок:
«Бейт-Розенталис» и «Ангар 2» в Яффском порту – с понедельника по четверг с 15.00 до 20.00, по пятницам – с 10.00 до 14.00, по субботам — с10.00 до 18.00.
Дом художника на Альхаризи, 9 открыт с понедельника по четверг с 10.00 до 13.00 и с 17.00 до 19.00, по пятницам — с 10.00 до 13.00, по субботам – с 11.00 до 12.00.
Вход на все три выставки, которые продлятся до 7 декабря — свободный.
Моше Розенталис – один из немногих израильских маринистов (почему-то уже много лет считается, что если уж попасть в Израиле под влияние — то солнца, а не моря). А то, что художников-маринистов в Израиле мало довольно странно для вытянувшейся вдоль кромки морского побережья страны.
Крупных музейных выставок в последние годы жизни у него было немного. В 2002 году в Хайфском морском музее – «Студия, смотрящая на море». Пять лет назад, в 2004 году – ретроспективная, с сотнями работ — «Радость цвета» в «Открытом музее» в Тефене, где были представлены крупноформатные холсты последних десятилетий (до этого его ретроспектива проходила лишь в 1983-м году в Герцлийском музее), часть которых выставлены и в Яффо, как и небольшие этюды на картоне, собранные с 1947 года, рисованный дневник творчества и жизни, судьбы художника, приехавшего в Израиль в 1958 году – из Литвы через Польшу. Известно, что в 1958 году Розенталис посетил в Варшаве выставку современного искусства, во многом изменившую его взгляды. В Израиле Моше Розенталис прожил пятьдесят лет – и все эти годы рисовал.
Из студии Розенталиса в Яффо видно море, ее заливают потоки света. Море и свет, женщины и музыканты — излюбленные мотивы его работ. Розенталис — прекрасный колорист, его палитра не просто ярка, она безумствует, сверкая. В первые минуты, когда только вскидываешь взгляд на его картины, эйфорическое смешение красок на полотне приводит к тому же эффекту, какой бывает, когда смотришь в яркий солнечный ветреный день на поверхность моря. Секундное ослепление от ряби, потеря зрения на точечный момент, после которого начинаешь различать детали, цвета, объекты – и проявляющаяся постепенно картина долго стоит перед глазами. Наверное, именно море повлияло на свободную манеру Розенталиса: его кистью водили волны, а не каноны, которые он изучал в Литве. Но, несмотря на бескомпромиссность в своей теме и манере, несмотря на самобытность, он был достаточно традиционен.
Моше Розенталис, родившейся в Литве в Мариямполе в 1922 году, закончил еврейскую школу, получил художественное образование в академиях Каунаса и Вильнюса, где в свое время писал в стиле соцреализма – иначе было не заработать на жизнь. Через несколько лет после приезда в Израиль в 1958-м, он, начиная 1965 года посвятил себя чисто живописи, занимаясь ею в своем цфатском ателье и яффской студии в старом порту.
Розенталиса можно назвать исследователем объектов в живописи, образов и пейзажей. Он изображал бесконечное число раз один и тот же пейзаж, часть моря, увиденное сквозь окно студии, но делал это столь искусно и столь по-разному, что зрителям на каждом его полотне представляла новая картина окружающего мира. Розенталис менял линию, цвет, пятно, форму, слегка сдвигал предметы и создавал новый пейзаж в пейзаже морском, ничем не похожий на предыдущий, кроме одного: на нем вновь плескалось море и на его фоне ветер устраивал хоровод из красок, женщин и музыки.
Моше Розенталис также немало экспериментировал – соединял большие полотна и картонные эскизы, занимался коллажами, скульптурой, рисунком. Но все годы занятий живописью он оставался верен себе, не поддавался изменчивым течениям моды. Это явилось одной причин его неуживчивости с художественным истеблишментом, тем, что его больше ценили во Франции и США, Бельгии и Голландии, хотя и в Израиле он участвовал во множестве выставок и имел еще больше учеников. А В 1988 в 1998 году был удостоен приза Шолом Алейхема «За достижения в пластических искусствах. В 2006 году о нем был снят документальный фильм «Розенталис – автопортрет».
Когда в 1958 году Моше Розенталис приехал в Тель-Авив, он попытался сохранить в своих работах то лучшее, что можно было взять от соцреализма, и соединить это с западным авангардом. В его работах чувствовалось сочетание академической школы и свободного модерна, приближающегося к абстракции. В 1973 году Розенталис оказался в Париже в Cite Internationale des Arts
и там полностью стряхнул некую зажатость строгих академических представлений. В Париже в 1973-м и 1974-м годах прошли две его большие выставки, после чего его работы демонстрировались в Бельгии, Голландии, Англии, на Тайване, США Англии, Канаде и в других странах. В 1977-78 годах по заказу Шауля Айзенберга Розенталис работал над четырьмя большими панно для «Бейт-Азия» в Тель-Авиве на тему истории еврейского народа.
В январе 2009 года — посмертно – прошла выставка его работ в Вильнюсе.
Моше Розенталис жил и рисовал в Израиле 50 лет. Как многие израильские художники, образование он получил в стране исхода — в Литве. Кстати, еще там он получил первый приз – за лучше оформление плаката в 1951-м году. Репатриировавшись, как и многие художники-репатрианты того и нашего времени стоял перед дилеммой: забыть старую школу и принять новую, или попытаться сочетать старое и новое. Он выбрал компромисс – соединил академизм с модернизмом, семинары в летнем ателье в Цфате с морскими пейзажами в Яффо, творчество художника-одиночки с преподаванием. Он учил студентов в Бецалеле, в Тель-Ависком и Бар-Иланском университетах, в колледже Рамат ха-Шарона и в школе ВИЦО и, прежде всего, в свой яффской студии, ныне «Бейт-Розенталис». Его ученики хорошо понять и узнать, кто такой Моше Розенталис. Хотите узнать? Для этого и организован проект «Посвящение Розенталису» — три выставки и книга «Моше Розенталис» — книга о чудесном художнике, который, увы, уже не с нами.< Посмотреть работы художника можно на сайте http://a-r-gallery.co.il/