Сыграть женщину на сцене или в кадре дано далеко не каждому актеру-мужчине. Со времен Шекспира женские роли при необходимости играли только самые лучшие, самые талантливые мужчины, способные достоверно и органично перевоплотиться в иную – загадочную и прекрасную суть женщины. В веселом спектакле Московского художественного театра имени Чехова под руководством Олега Табакова женские роли исполняют сразу три известных актера Дмитрий Дюжев, Михаил Трухин и Андрей Бурковский.
Как говорил Сократ, лучшая женщина – это переодетый мужчина. Причем, мужчина в женском платье комичен по определению. Тем не менее, очень немногие действительно большие актеры-мужчины справились с женскими ролями безукоризненно. Среди них действительно классики: Тони Кертис и Джек Леммон («Некоторые любят погорячее», или «В джазе только девушки»), Дастин Хоффман («Тутси»), Джон Траволта («Лак для волос»), Робин Уильямс («Миссис Даутфайр»), Эдди Мерфи («Чокнутый профессор»), Александр Калягин («Здравствуйте, я ваша тетя!»), Олег Табаков («Мэри Поппинс, до свидания!»). На телевидении периодически «юморят с переодеваниями» Державин, Нагиев, Стоянов, Светлаков, Кабанов, «Новые русские бабки» Игорь Касилов и Сергей Чванов, а до них — незабвенные Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична…
Конечно, далеко не каждый актер в состоянии убедительно «сменить пол». Мало встать на каблуки – нужно научиться на них ходить. Мало говорить высоким женским голосом – зрители должны услышать в интонациях иную суть. Смешная искрометная комедия «Примадонны», которую в Израиль привозит прославленный МХТ им. Чехова, — яркий пример того, насколько удачно можно справиться с подобной актерской задачей.
Этот большой трехчасовой репертуарный спектакль густонаселен самыми разными персонажами, которых исполняют исключительно звезды — народный артист РФ Игорь Верник, Станислав Дужиников, Светлана Колпакова, Наташа Швец. Но примерять юбки и щеголять в них в спектакле пришлось сразу троим из них – заслуженному артисту РФ Михаилу Трухину, популярнейшему актеру и певцу Дмитрию Дюжеву и недавнему кавээнщику, а ныне молодому, но уже маститому мхатовцу Андрею Бурковскому.
А в комедии «Примадонны» все, как и положено, начинается с Шекспира. Именно играя сцены и монологи из великого английского драматурга, два актера-неудачника безуспешно пытались подзаработать. Тяжела и неказиста жизнь провинциального артиста: Шекспира публика не жалует, молодой талант не ценит, за билеты не платит… Но вдруг ветреная Фортуна дает лицедеям шанс – очень пожилая и очень состоятельная дама через газету разыскивает потерявшихся родственников, чтобы оставить им все свое богатство. Пора брать ситуацию в свои руки, тем более миллионерша разыскивает как раз двоих племянников, которых никогда не видела. Правда, потом выясняется, что произошла ошибка, и речь идет не о племянниках, а о племянницах… Но кого это останавливало?! Тем более, что молодых актеров на авантюру вдохновляют и подстегивают реальная угроза голода, и пример шекспировского театра «Глобус», где женщин играли мужчины. И вот уже главные герои Лео и Джек (их играют Андрей Бурковский и Дмитрий Дюжев) на глазах у изумленной публики превращаются в главных героинь Максин и Стефани. Но это только завязка, за которой последуют самые неожиданные повороты сюжета этой невероятно смешной комедии положений.
Но «Примадонны» хороши не только увлекательностью сюжетных коллизий, происходящих под аккомпанемент наиболее популярных американских шлягеров в пятидесятых годах прошлого века, но и действительно отличными актерскими работами. В спектакле не теряется никто, вне зависимости от величины роли.
Особенно хорош в роли шумного доктора Майерса звезда сериала «Воронины», актер Станислав Дужников, хорошо известный широкому зрителю по картинам «Параграф 78», «Метро», «Каменская» и другим.
В роли прохвоста-священника как всегда блестящ и обаятелен Игорь Верник. Его персонаж очень недоволен двумя пришелицами, которые претендуют на наследство, поэтому строит им всяческие козни.
Но основной вихрь событий закручивается вокруг главных героев, с невероятной скоростью предстающих то в мужских обликах, то в женских. Оба актера достоверны и обворожительны, хотя один из них убедительнее выглядит в «мужском» облике, а другой, наоборот, в женском.
Дмитрий Дюжев, как и его герой, честно сражается со своим женским образом, который трещит на нем, как балетная пачка на баскетболистке, что тоже создает своеобразный комический эффект. Для того, чтобы вжиться в этот образ, огромному Дюжеву пришлось долго учиться ходить на каблуках. «Специалистов, которые помогают мужчинам-артистам играть женские роли, по всему миру — пять человек, — делится секретом актерского мастерства Дмитрий Дюжев. — К нам приезжал на такого рода тренинг специалист из Лондона и проводил с нами мастер-класс».
Как и Дюжев, которому раньше доводилось играть даже беременных, не впервые переодевается на сцене и его партнер Андрей Бурковский – в его портфолио целая череда девичьих ролей, сыгранных для КВН и молодежных телевизионных скетч-шоу. Однако его «примадонна» уже комична подчеркнуто театрально – благородно и академично. «Мы же не женщин играем, мы играем мужчин, которые перевоплощаются в женщин, — объясняет принцип действия сюжетной пружины спектакля молодой талантливый актер. — Никто не пытается смешить, все серьезно играют. В чем комедия? Просто они настолько серьезны в этих проявлениях, настолько хотят добиться своей цели, что это становится смешно».
Но если Бурковскому и Дюжеву в этой комедии приходится переодеваться в женщин и обратно согласно поворотам сюжета, то заслуженному артисту РФ Михаилу Трухину довелось играть женщину изначально. Его обнаружившая редкостное жизнелюбие престарелая тетушка-миллионерша Флоренс, по мнению и критики, и публики, просто произведение искусства. Эта боевая старушенция, летающая на инвалидной коляске, будто на ракете, одобряет любые проявления чувств и чувственности под своей крышей. Это ее миллион и ее переменчивое состояние здоровья стали главными пружинами этого уморительно смешного спектакля. Глядя на такую хозяйку, не удивляешься той катавасии, которая возникла в ее владениях.
Спектакль «Примадонны» в МХТ играют уже одиннадцатый год и успех постановки у публики только растет. Конечно, виртуозное перевоплощение Трухина не осталось незамеченным – за эту работу актер получил престижную театральную премию «Чайка» в номинации «Лучшая женская комедийная роль». Секрет успеха именно этой роли Михаила Трухина заключается, пожалуй, в том особом актерском шарме, который не зависит от того, в мужчину или женщину обратит тебя изменчивая актерская судьба.
Сегодня комедия все чаще удаляется от нынешнего времени, уходя в «ретро» нравов и стилей. Что закономерно: в теперешних реалиях все меньше того, над чем хотелось бы смеяться. Да и новые драматурги практически не владеют комедийным жанром. Прекрасным исключением является Кен Людвиг – наш современник, всемирно известный драматург, обладатель самых престижных театральных премий. Это его перу принадлежит эта веселая история, которую будут играть в Израиле блестящие актеры Московского художественного театра. Билетов уже почти не осталось. Ибо потребность в хорошей комедии на современной театральной сцене далеко еще не удовлетворена.
Израильские гастроли МХТ имени Чехова под руководством Олега Табакова с авантюрной комедией «Примадонны» пройдут в трех городах:
17 апреля, в понедельник, в 20.00 – в Кирьят-Моцкин («Гехал ха-Театрон»);
18 апреля, во вторник, в 20.00 – в Тель-Авиве («Бейт ха-Опера»);
19 апреля, в среду, в 20.00 – в Ашдоде (Центр сценических искусств).
Билеты в кассе «Браво».
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting
Фотографии предоставлены организаторами гастролей.