Фильм «Нелюбовь», который в конце октября – начале ноября этого года израильтяне увидят в рамках проекта «Кино в деталях. Линия жизни» – новая блистательная работа одного из самых известных за рубежом российского кинорежиссера Андрея Звягинцева. Фильм, рассказывающий о пропаже подростка, сбегающего от разводящихся родителей, на деле – классическая греческая трагедия, полная аллегорий, символов и обобщений. И как любая греческая трагедия, этот фильм — универсален. Такое может случиться в любой стране, но так как у Звягинцева – так страшно, муторно-серо, беспросветно – только в России.
«Это, вероятно самая собранная, цельная и эмоционально мощная, при всей кажущейся нейтральности авторского подхода, картина Звягинцева. Она сделана с хичкоковской точностью в психологических деталях, но при этом берет за душу так что, долго не можешь опомниться», – отозвался об этом фильме Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино».
Картина «Нелюбовь» – точный и горький слепок современного российского общества, — обласкана прессой, удостоена приза жюри Каннского кинофестиваля и, по всей видимости, представит Россию в борьбе за «Оскар» – главную кинопремию планеты. Сюжет фильма прост, незатейлив и в высшей степени метафоричен. История разводящейся семьи, где никто друг друга не любит, а ребенок, которого планируют отдать в интернат, внезапно пропадает – это все то же приближение библейского апокалипсиса, так ярко описанное в «Елене», а затем и нашумевшем «Левиафане». Как и в своих предыдущих работах, Звягинцев в «Нелюбви» нетороплив и обстоятелен: добрую половину фильма он вместе со своей, неизменной командой — сценаристом Олегом Негиным и оператором Михаилом Кричманом — расставляет фигуры на доске и расчерчивает поле – чтобы как нельзя более точно описать трагедию людей, живущих во мраке, не умеющих любить и не способных быть счастливыми.
Это — диагноз, приговор, который режиссер выносит современному российскому обществу, обменявшему чувства и идеалы на комфорт и модные бренды. И совсем не случайно на спортивной форме Bosco, в которую одета героиня фильма, красуется надпись латиницей — Russia.
Разводящиеся супруги Борис и Евгения после двенадцати лет брака попросту ненавидят друг друга. Эта ненависть выражается в точных и узнаваемых деталях, и у зрителя не вызывает сомнений: растущее напряжение рано или поздно закончится мощным взрывом.
И взрыв происходит… Но это не жуткая сцена в морге, не равнодушие тех, кто призван помогать несчастным родителям и даже не отчаяние бесплодных поисков, а беззвучные чудовищные рыдания Алеши, подслушавшего разговор родителей и убедившегося, что он не нужен ни одному из них.
Это не история разрушенного брака двух представителей офисного планктона, не любящих своего ребенка – это картина о судьбе родины. Так же как «Левиафан» на самом деле — не про имущественный конфликт, фильм «Нелюбовь» – про Россию, которой наплевать на своих детей. А гигантский скелет кита, ставшего символом страны в предыдущей работе мастера, в этой заменяет пропавший мальчик, «бегунок», которого так и не удается найти.
Роли в этой картине играют не известные широкому зрителю Марьяна Спивак и Алексей Розин – играют настолько тонко, точно и психологически безупречно, что кажутся порой более реальными, чем соседи за стеной.
Андрея Звягинцева, создателя фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь», называют продолжателем традиций Андрея Тарковского – и в немалой степени за приверженность библейским метафорам.
«Меня, признаюсь, сначала смутило это название. Как всегда, я надеялся, что, когда будет рожден фильм, я почувствую, как его следует назвать. Но затем я свыкся. Точнее, открыл для себя его глубину. А когда недавно натолкнулся на текст о двух противоположных теологических ветвях познания божественного, сомнения мои отступили. Нелюбовь — как прямое указание на тяжкое духовное состояние, и неважно, общества или индивида, — это совершенно ясное и достоверное именование того положения дел в духовной среде или в окружающей нас атмосфере, в которой обретаются наши персонажи. Оно безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на адрес главной проблемы, которую рассматривает наш фильм: нелюбовь. Не простое отсутствие любви, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее, ее антипод – нелюбовь». Сейчас висит вопрос о том, как назвать картину в иностранном прокате. Дистрибьюторы ломают голову, не могут найти точное слово. И английское название Loveless, что переводится как «без любви», тоже не то», – это цитата из интервью, данного режиссером Антону Долину.
И в той же беседе Звягинцев рассказал, что подвигло его снимать этот мрачный, но завораживающий фильм-метафору: «Наша картина — это история частного характера, лишенная политической подоплеки. Но она связана с теми потерями, которые мы понесли в духовном климате страны: колоссальное разобщение, возгонка агрессивности, чудовищная история с Украиной, милитаризация сознания… В печальном 2012-м гайки начали закручивать. Началась перемена парадигмы, крутая и очень серьезная. Человек свободный на наших глазах превратился в человека потерянного, цензура стала внутренним нашим демоном: теперь мы сами себя держим за язык. Мы что-то утратили, что-то чрезвычайно важное».
Отметим, что после скандала по поводу финансирования фильма «Левиафан» продюсер Александр Роднянский отказался от денег министерства культуры и Фонда кино. Бюджет картины составили инвестиции европейских киноассоциаций, для которых Звягинцев сегодня — самый титулованный и востребованный российский режиссер из тех, кто формирует новое российское кино, интересующее мир.
Фильм Андрея Звягинцев «Нелюбовь», удостоенный приза жюри 70-го юбилейного Каннского кинофестиваля под руководством Педро Альмодовара и «Гран-при» кинофестиваля в Мюнхене, можно будет увидеть:
19 октября в кинотеатре «Лев» – Тель-Авив
24 октября в зале «Синематека» – Хайфа
25 октября в зале «Лев Смадар» – Иерусалим
29 октября в кинотеатре «Лев» — в Раанане
31октября в кинотеатре «Лев Даниэль» — Герцлия
2 ноября в кинотеатре «Лев Рамат-Ган» – Рамат-Ган
Фотографии предоставлены сетью кинотеатров «Лев»