NUTZ – музыка Чайковского в новых ритмах.

поделитесь:

Nuts_TLV (004)Zzzz-взгляд на старую сказку

NUTZ – непонятная поначалу аббревиатура обозначает на деле новый сценический проект – «Щелкунчик» (на английском — Nutcracker) Чайковского в исполнении труппы Израильского балета, а также молодого, но уже очень известного скрипача Юрия Ревича, приезжающего в Израиль из Вены и израильского ди-джея Томера Мейзнера, решившего придать столь знакомой и любимой (и ценимой) музыке Петра Ильича электронную окраску. Скучно не будет. Музыка Чайковского действительно вечная и потому продолжает будоражить умы все новых и новых поколений, заставляет придумывать новые интерпретации, придавать классике иные значения и прочтения. Из хрестоматийно-застывшей музыка Чайковского к «Щелкунчику» превращается в источник вдохновения для новых шоу, в который раз доказывая, что у балетов Чайковского необычная судьба.

30 танцовщиков Израильского балета, скрипач Юрий Ревич и Томер Мейзнер представят нового «Щелкунчика» в начале августа в Израиле, где пройдет мировая премьера этого шоу, созданного режиссером Эльадом Вайсманом в «критично-остром» ключе, что означает не без социальных аллюзий, полном юмора, гротеска, фантасмагории и щемящей лирики. Немецкая романтика Эрнеста Гофмана, волшебная музыка Чайковского, электронные ритмы ди-джея, виртуозная игра на скрипке и все сценические возможности, которые Эльад Вайсман использовал для создания столь необычного зрелища, вдохновляясь музыкой Чайковского и магической историей Щелкунчика. Сам Вайсман также отмечает, что дополнительным источником вдохновения для него стала игра света и огней на Times Square в Нью-Йорке.

NUTZ – это классический балет, множество трюков и ухищрений, традиционная  музыка в исполнении Юрия Ревича и электронная (отсюда и звенящая буква  Z в названии) от ди-джея Томера Мейзнера. Яркие декорации, видео-арт и главная героиня – Клара, которой предстоит понять, что значит цена мечты. Готова ли Клара заплатить за воплощение своих грез, своих волшебных фантазий, ведь Эрнст Теодор Гофман создал классическую историю о том, что одиночество вызывает у детей мечту. Ответ – во всей идее NUTZ.Maizner2

Хореографию этого спектакля поставил французский хореограф Паскаль Тужу, аранжировки  музыки Чайковского в электронном стиле сделал сам Томер Мейзнер, а сольную партию на скрипке исполнит, как понятно, концертирующий в разных странах мира молодой блестящий скрипач — 25-летний Юрий Ревич, играющий на скрипке с 5 лет, ученик  Галины Турчаниновой, Виктора Пикайзена и Павла Верникова; стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участник патронируемых фондом музыкальных проектов, в частности, Международного музыкального фестиваля в Кольмаре, лауреат знака отличия «янтарная скрипка» в центре Бетховена в Вене, где он живет сегодня. При посредничестве Фонда Спивакова французский скрипичный мастер Алан Карбонар, вдохновленный игрой Юрия Ревича, сделал для него именную скрипку и подарил ее музыканту. В настоящее время Юрий Ревич играет на скрипке Томмазо Балестриери 1783 года, любезно предоставленной ему семейной коллекцией Го (Сингапур) и является Музыкальным послом школы «Амадеус» в Вене и Венского центра Бетховена.

Есть истории, сюжеты которых становятся вечными… Истории, пересказ которых в любом виде – беспроигрышен. Сказки, которые известны многим поколениям и любимы читателями и зрителями всех возрастов. И что же это за истории? В первую очередь «Щелкунчик», ставившийся на различных сценах мира и во всех жанрах тысячи и тысячи раз. Композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев писал: «Щелкунчик» — это симфония о детстве. Нет, вернее, о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. … Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую»._DSC7683

Oбратимся к истории создания «Щелкунчика». Иван Всеволожский, Директор императорских театров, предложил Чайковскому написать музыку к предполагаемому классическому балету-ферии «Щелкунчик» по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Либретто написал Петипа, который сказку не читал, в лучшем случае — ее пересказ Дюма-младшего, лишенный Гофмановской философии. Даже героиню балета Петипа ошибочно назвал не Мари, а Кларой, то есть, именем ее любимой куклы Мари.

Чайковский написал музыку, которая явно не соответствовала либретто Петипа. У Петипа – «бездумно-пряничный» детский балет, у Чайковского в музыке – крушение мечты, неумолимая судьба, разрушающая человеческое счастье. Петипа балет ставить не стал, передал постановку второму хореографу — Льву Иванову.

По задумке Гофмана, в этом произведении скрыт глубокий философский замысел, эта история полна мистики. Гофман пытался поднять сложные вопросы о и внутренних переживаниях, о познании личности. Он облек эти размышления в трепетную и нежную историю о заколдованном принце, превращенном в безобразную игрушку, о девочке, которая сумела разглядеть в Щелкунчике доброту и мужественность. В «Щелкунчике» Израильского балета ярко проявляется и драматургия танца, актерская игра, и потому история Клары, Щелкунчика и Дроссельмейера становится еще привлекательней и интересней.

NUTZ — всего 4 спектакля

Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», понедельник, 1 августа и вторник, 2 августа 2016 года

Хайфа, «Аудиториум», четверг, 4 августа
Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», зал «Шеровер», воскресенье, 6 августа.
Сайт Израильского балета

 Текст  — Маша Хинич. Фотографии представлены пресс-службой Израильского балета

 

 

 

 

поделитесь: