Ольга Прокофьева: «В другой ипостаси я себя и не мыслю»

поделитесь:

 4«Правда хорошо, а счастье лучше» — житейская комедия со звездами театра Маяковского – в феврале в Израиле

«И дольше века…» длится сценическая жизнь многих произведений Александра Николаевича Островского. Патриарх русской драматургии , которого не раз называли «русским Шекспиром,» за сорок лет создал целый репертуарный театр: около пятидесяти пьес, многие из которых до сих пор остаются на сцене. Пьеса «Правда — хорошо, а счастье — лучше» была написана Островским в 1876-м году специально к бенефису его друга – актера Николая Музиля — как житейская комедия. Такой она остается и сегодня.

Тихое Замоскворечье. Наливаются ароматные плоды в яблоневых садах. Так хочется любви молодым сердцам. Но так много вещей не укладывается в купеческие понятия о счастье и благородстве, правде и чести, свободе и достоинстве!.. Неужели, чтобы воссоединиться с любимым, надо ждать счастливого случая? А может всё изменит тайный доброжелатель?

Властная старуха Мавра Тарасовна, мать московского купца Амоса Панфиловича Барабошева, ищет для своей внучки Поликсены жениха-генерала. Но девушка любит приказчика Платона Зыбкина, честного и бедного парня. Против Платона строят козни Амос Панфилович с приказчиком. Платону грозит долговая тюрьма. Но не зря у доброй няньки, решившей помочь влюбленным, соответствующее имя — Фелицата, что означает  «счастье». Ее стараниями в доме появляется новый сторож — отставной унтер-офицер Сила Ерофеевич Грознов, любовь прежних лет Мавры Тарасовны. Перепуганная его появлением, купчиха согласна на всё – выводит на чистую воду своего сына с приказчиком, уничтожает вексель Платона и разрешает внучке выйти за него замуж.1

Фелицата (Филицата) — это почти итальянское имя. Островский «похулиганил» на итальянские темы и мотивы: семья, молодые влюбленные, сваха, помогающая им соединиться… Играть это надо на большой скорости, как commedia dell’arte. В той постановке этой пьесы, что будет показана в Израиле в феврале, роль няньки Фелицаты исполняет заслуженная артистка России Ольга Прокофьева – актриса невероятно обаятельная, энергичная и способная рассмешить до слез, в устах которой знаменитая фраза Фелицаты «Где ты нынче найдешь богатого да неразвязного? Кто его заставит длинный сертук надеть али виски гладко примазать? Вяжет-то человека что? Нужда. А богатый весь развязан и уж, обыкновенно, в цветных брюках…» звучит особенно смешно, пронзительно и абсолютно современно.

За плечами у Ольги Прокофьевой – серьезная театральная школа, роли в кино и театре. Она играла в спектаклях «Завтра была война», «Чума на оба ваши дома», «Банкет», «Развод по-женски», «Синтезатор любви», в фильмах «Униженные и оскорбленные», «Московские каникулы», «Остановка по требованию», «Воровка», «Дети Арбата». Многие знают ее по сериалу «Моя прекрасная няни». Как-то в одном из интервью на вопрос «Если бы у вас была возможность вернуться в свои 16 лет, в десятый класс, вы бы снова стали поступать в театральный институт?», Ольга Прокофьева ответила так: «Да, снова поступила бы туда. Правда, когда на первом занятии старейший педагог института спросил меня: «Почему вы выбрали эту профессию?», я так и не нашлась что ответить, просто расплакалась. Для человека, который только-только поступил на первый курс театрального, нет вопроса сложнее. К счастью, сейчас я уже могу ответить – сейчас я просто себя в другой ипостаси и не мыслю. Я уже не знаю, кто я без моей профессии и что я без нее собой представляю. Говорят, актерам трудно пробиваться, трудно с работой. Я думаю, это не так. Сейчас в Москве, например, работы хватает всем. Надо просто честно делать свое дело. Я никогда в жизни не толкалась локтями, я просто все время работала. Наверное, звезды это видели и выстраивались так, как мне было нужно.2

— Ваши родители имеют какое-то отношение к театру?
— Напрямую — нет, у них совершенно другие, не театральные профессии. Но вместе с тем они очень творческие люди. Что мама с ее вечными какими-то строительствами, переделками, что отец. К сожалению, папа умер достаточно рано, я мало с ним общалась, но нет ни одной фотографии, где бы он кого-то или что-то не изображал: то усы приклеит, то на голову встанет. И именно моя мама, когда я классе в шестом ей объявила, что хочу быть артисткой, нашла в нашем городе Одинцово театральную студию и записала меня туда. Студией руководила совершенно святая женщина, Наталья Валерьевна Примак. Именно она привила мне любовь к театру, уважение к профессии актера.

— Вы работали на одной сцене с такими звездами, как Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский… Каково это?
— Это — хорошо. Наталья Георгиевна Гундарева увидела мою работу в Театре Маяковского, когда я была еще студенткой — это был спектакль «А завтра была война», — и первая подошла ко мне. Будучи уже народной артисткой, она наговорила мне столько комплиментов, столько хороших слов, что дала понять — на сцене мы все равны. И поэтому, когда мы с ней встретились в работе, я поняла, что мне просто нужно ей соответствовать, подтягиваться к ее уровню.
Вообще, никто и никогда в нашем театре из себя звезду не строил, даже такие известные артисты, как, например, Михаил Иванович Филиппов или Евгения Симонова. Симонова, кстати, — моя подруга и крестная мама моего сына. Повторюсь: я уже более 30 лет в Театре Маяковского, а это значит, что меня здесь очень многое устраивает.3

— Вам нужны какие-то особенные условия, чтобы перевоплотиться в образ?
— Есть такая театральная история. Михаил Чехов играл в театре у Станиславского. Он постоянно опаздывал на спектакли, но играл всегда гениально. Станиславский за эти опоздания сердился и издал приказ: всем артистам быть в театре за полтора часа до спектакля. Чехову пришлось выполнить приказ, но он стал играть намного хуже. И тогда Станиславский разрешил Чехову приходить когда угодно, но только играть гениально.
Я такая же — люблю динамично влететь в театр, загримироваться и — на сцену. Я не люблю долго ходить за кулисами, готовиться. Могу ехать куда-то, дома что-то делать, читать… А организм сам, как камертон, настраивается на нужную роль, в зависимости от того, какой у меня вечером спектакль.

— Простите, что говорю о возрасте, но все же 50+ — время подведения каких-то итогов. Вы — одна из самых талантливых, обаятельных и востребованных актрис. Жизнь  удалась?
— Большое спасибо за комплименты, очень приятно. Но сказать так откровенно я не могу. Я вообще-то очень сомневающийся человек, да еще и суеверный, поэтому не могу делать конкретные выводы. Да, итоги какие-то можно подвести, но — слегка, пунктиром. А такую фразу – «жизнь удалась» — я боюсь произносить.5

*****

Памяти выдающегося режиссера современности Андрея Гончарова

«Правда хорошо, а счастье лучше» — комедия по пьесе А. Н. Островского.
В спектакле заняты звезды Московского академического театра им. Маяковского:

Сила Ерофеич Грознов, отставной унтер-офицер — заслуженный артист России Роман Мадянов.

Амос Панфилыч Барабошев, купец — заслуженный артист России Даниил Спиваковский.

Мавра Тарасовна, его мать — почётный деятель искусств Москвы Татьяна Орлова.

Поликсена, дочь Барабошева, молодая девушка — Наталья Филиппова.

Фелицата, нянька Поликсены — заслуженная артистка России Ольга Прокофьева.

Никандр Мухояров, приказчик Барабошева — заслуженный артист России Игорь Марычев.

Глеб Меркулыч, садовник — заслуженный артист России Юрий Коренев.

Палагея Григорьевна Зыбкина, бедная женщина, вдова — лауреат государственной премии России Людмила Соловьева.

Платон, ее сын, молодой человек — Виталий Гребенников.

Хайфа, Аудиториум, 22 февраля 2018, четверг, 20:00

Тель Авив, зал «Бейт ха-Хаяль», 23 февраля 2018, пятница, 19:00

Ашкелон, Гейхал ха-Тарбут, 24 февраля 2018, суббота, 19:00

Нацрат-Илит, матнас «Беркович», 25 февраля 2018, воскресенье, 20:00

Беэр-Шева, Гейхал ха-Тарбут Гистадрута, 26 февраля 2018, понедельник, 20:00

Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 27 февраля 2018, вторник, 20:00

Заказ билетов на сайте организаторов гастролей – компании Rest International или по телефону 03-7795779

Фотографии (© Евгений Зайцев, © Игорь Пискарев) — предоставлены организаторами гастролей

 

 

 

 

 

поделитесь: