Опера «Богема»: любовь — слишком хрупкое чувство для этого мира

поделитесь:

La Boheme (279)+ 22 ноября 2017 года Израильская Опера открывает новый сезон постановкой «La Bohème». Если составить список пяти лучших итальянских оперных арий всех времен, его легко можно заполнить ариями Джакомо Пуччини, в том числе и из оперы «Богема». Пуччини, имя которого стало символом итальянской оперы, за сравнительно короткий период сочинил три шедевра — «Богему» в 1896-м году, открывающую нынешний сезон Израильской Оперы; «Манон Леско» в 1900-м и «Мадам Баттерфляй» в 1904-м году.

Пуччини рассказывает о реальной жизни своего времени, о жизни и переживаниях обычных людей в обычной обстановке, и «Богема» («La Bohème») — тому прекрасное подтверждение, уже более века оставаясь одной из самых любимых опер мирового репертуара. Постановкой Стефано Маццониса ди Пралафера дирижер Франческо Чиллуффо откроет  2017/18-й сезон Израильской Оперы.

«La Bohème», которая будет представлена в Израильской Опере с 22 ноября по 8 декабря, — пожалуй, самая известная опера Пуччини, входящая, по некоторым оценкам, в пятерку наиболее часто исполняемых опер в мире. Именно этой оперой летом 1930 года открывался Первый Фестиваль Пуччини, по сей день проводимый  в Тоскане в Торре дель Лаго. «Богему» считают одним из высших проявлений веризма в музыке.

Стиль веризма, зародившись в итальянской живописи 17-го века, на стыке веков 19-го и 20-го, наиболее ярко проявился в музыке. В основу романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» легла история молодых талантливых обитателях Латинского квартала Парижа. Герои романа Мюрже, послужившего источником для оперы Пуччини, сделали свой выбор в пользу искусства, творчества и любви вопреки нищете и обездоленности. Роман, вышедший в 1851-м году отдельной книгой, принес автору литературную известность. В сотрудничестве с Ж. Барьером писатель переработал свой роман в пятиактную пьесу «Богема», которая также имела шумный успех. В 1893 году Л. Иллика (1859-1919) и Д. Джакоза (1847-1906) начали писать либретто на основе романа Мюрже; работа продолжалась около двух лет. Музыка была сочинена Пуччини за восемь месяцев.

В романе «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже описывал хорошо знакомую ему по собственному опыту жизнь обитателей Латинского квартала – бедных, но мечтающих о славе молодых художников, поэтов и их подруг. Сцены романа Мюрже пробудили в душе Пуччини воспоминания о собственных студенческих годах. Кстати, во время работы над оперой, Пуччини окружали друзья, объединившиеся в кружок под названием «Клуб богемы». Первое исполнение «Богемы», в которой также немало размышлений о природе любви, об искусстве и творчестве, состоялось 1 февраля 1896 года в Teatro Regio под управлением Артуро Тосканини. Публика приняла оперу с огромным восторгом. В первом же сезоне было дано 24 спектакля, каждый из которых проходил с аншлагом. Стоит отметить, что можно и найти и другие сведения, к примеру, такие: «Опера не провалилась, но прием публики был, можно сказать, чуть лучше, чем равнодушный, да и критики отнюдь не были единодушны в выражении симпатии к ней. Один из них зашел настолько далеко, что назвал ее «пустой, совершенно инфантильной». Премьера в «Метрополитен-опера» в 1900 году удостоилась нескольких еще худших эпитетов. «Богема», — писала «Tribune», — низкая по сюжету, шумная и пустая по музыке, глупая и нелогичная… опера». Но время доказало, что Пуччини создал шедевр.228667_paris-france-at-night-568264717_CMYK_upScale+

И никто не предсказал в 1896 году значение оперы точнее, чем издатель Пуччини Джулио Рикорди. За три месяца до премьеры Рикорди, вмешивавшийся в работу композитора и либреттиста на протяжении всех трех лет, пока создавалась опера, писал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевр, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!». Так что в глазах потомков многие профессиональные критики, скорее, оказываются неправы…

Туринская премьера «Богемы» способствовала еще большей известности композитора, прославленного после постановки «Манон Леско», во всяком случае, его успеху у публики. С каждым спектаклем в Турине «Богема» поднималась все выше и выше по ступенькам успеха. После этой постановки появились другие — в Риме и Палермо.

13 апреля 1896 состоялась премьера «Богемы»  в Сицилии под управлением известного дирижера Леопольдо Муньоне, которая имела безоговорочный успех. Финал спектакля был беспрецедентным в истории оперного искусства. Громкими аплодисментами зрители заставили артистов уже без грима и костюмов выйти на сцену и повторить весь последний акт. И время подтвердило их правоту: «Богема» стала одной из самых популярных опер в мире, быть может, превосходящей все другие как в драматическом, так и в музыкальном отношении.

Вспоминая о работе над «Богемой», Пуччини говорил: «Завершая оперу, я плакал как дитя, один, в ночной тишине … Мне казалось, что я потерял своего родного ребенка».

В нынешней поставке «Богемы» принимают участие молодые ведущие солистки Израильской Оперы – четыре сопрано, выступающие по всему миру:  Алла Василевицкая (недавно вернувшаяся из Макао, где она исполняла главную роль в опере «Орфей и Эвридика»), Ноа Данон, Хила Баджо и Шири Хершкович. Все они – выпускницы разных поколений Meitar Opera Studio — программы для молодых исполнителей Израильской Оперы.

Режиссер нынешней постановки в Израильской Опере – итальянец Стефано Маццонис ди Пралафера. Он руководит оперой Льежа в Бельгии и хорошо известен в Израиле: в прошедшем сезоне он ставил в Тель-Авиве «Газету» («La gazzetta») Джоаккино Россини (это были как раз гастроли Королевской Валлонской оперы из Льежа – одного из крупнейших театров в Бельгии), в 2015 году — «Набукко», в 2014-м — ту же «Богему» Пуччини, а ранее – вердиевские «Отеллу» и «Травиату».La Boheme (226)+

Дирижер — также итальянец, Франческо Чиллуффо — также не раз уже сотрудничавший с Израильской Оперой («Мадам Баттерфляй» — Опера в парке в 2016-м году, «Риголетто» в Иерусалиме в 2016-м году, «Ромео и Джульетта» (2016) и «L’elisir d’amore» в Иерусалиме — 2015 год). Чиллуффо – не только дирижер, но и композитор. Он учился в Туринской консерватории, Гилдхоллской школе музыки и театра и Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Среди композиторских работ Франческо Чиллуффо – оперы «Дело Мортары» («Il caso Mortara», Нью-Йорк, 2010) и «Земля снова жива» («The Land to Life Again», Сиена, Лос-Анджелес, 2012), снискавшие международное признание. Чиллуффо руководит оркестрами и операми по всему миру, в том числе в России, Чили, Италии.

Джакомо Пуччини. «Богема» (La Bohème).
Опера в четырех действиях на либретто (по-итальянски) Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики со значительным участием Джулио Рикорди и самого композитора, основанное на некоторых эпизодах из романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».
Постановка — Стефано Маццонис ди Пралафера
Дирижер — Франческо Чиллуффо. Ряд представлений – дирижер Керен Бен-Йосеф

Действующие лица:

Мими, швея (сопрано) – Алла Василевицкая/Ноа Данон
Рудольф, поэт (тенор) — Алексей Долгов (прекрасно исполнивший партию Эдгаро в прошлогодней «Лючии де Ламмермур)/Артур Эспирито
Марсель, художник (баритон) – Витторио Вители/Йонуч Паску

Мюзетта, гризетка (сопрано) – Хила Баджио/Шири Хершкович
Коллен, философ (бас) – Николас Броунли/Фабрицио Бегги
Шонар, музыкант (бapитoн) – Йонут Паску/Ноах Бригер
Бенуа, домохозяин (бас) – Гай Манхейм/Яир Полищук
Время действия: около 1830 года.
Место действия: Париж.
Первое исполнение: Турин, театр «Реджо», 1 февраля 1896 года.

Симфонический Оркестр Ришон ле Циона
Хор Израильской Оперы (дирижер — Эйтан Шмайсер)
Детский хор «Эфрони» (дирижер – Шели Берлински)

Даты представлений:

22.11, среда, 20:00

24.11, понедельник, 13:00

25.11, суббота, 20:00

26.11, воскресенье, 20:00

28.11, вторник, 20:00

30.11, четверг, 18:00

01.12, пятница, 13:00

02.12, суббота, 20:00

04.12, понедельник

06.12, среда, 20:00

07.12, четверг, 20:00

08.12, пятница, 13:00

Опера идет на итальянском языке с субтитрами на английском и иврите. За час до начала каждого спектакля — получасовая вводная лекция в зале Оперы.

Продолжительность постановки примерно 2 часа и 30 минут с антрактом.

Вход на лекцию бесплатный по предъявлению билета на спектакль на тот же вечер.

Цена билетов: 190 — 470 шек.

Заказ билетов по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»

Сайт Израильской Оперы 

Текст подготовила Маша Хинич.

Фотографии предоставлены пресс-службой Израильской Оперы.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

поделитесь: