Пьеса «Погорельцы» Ваджи Муавада, канадского драматурга ливанского происхождения наделала много шуму, едва появившись на свет. В 2007 году спектакль по ней был поставлен на сцене московского театра «Et Cetera» и признан критиками «гвоздем» сезона. А в 2010 году канадский режиссер Дени Вильнев снял одноименный фильм, номинированный на «Оскар» и другие престижные премии в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильм, поставленный по пьесе Ваджи Муавада, начинается с доминантной и захватывающей сцены – нотариус зачитывает близнецам Жанне и Симону последнюю волю их матери Навал Марван: «… похоронить меня без гроба, без одежды и без молитвы. Мое лицо должно быть повернуто к земле, спиной к миру. Никаких надгробных камней не должно быть помещено на мою могилу, а мое имя нигде не должно быть выгравировано. Те, кто не держат свои обещания, не заслуживают эпитафий».
Из завещания близнецы узнают, что у них есть брат, а их отец, которого они считали погибшим, возможно, жив. Исполняя последнюю волю матери, Жанна и Симон отправляются на Ближний Восток, чтобы разыскать их.
События фильма разворачиваются в двух временных плоскостях — в настоящем и в абстрактном прошлом в неназванной стране Ближнего Востока. Те, кто знаком с историей, поймут, что речь идет о Ливане и событиях, имевших место в 70-х годах прошлого века. Интрига сохраняется до последнего момента и тем неожиданнее развязка, которая по силе эмоционального накала подобна оглушительному взрыву.
В фильме нет политического подтекста, гражданская война здесь всего лишь определяет обстоятельства – страшные, жестокие, толкающие людей на чудовищные поступки. Война искалечила судьбу Навал Марван, но ни ужасные события, ни пытки, ни насилие не сломили ее. Чтобы выжить и не сойти с ума, она пела. За это ее стали называть «женщиной, которая поет».
Великолепная операторская работа добавляет в видеоряд подспудное ощущение беззащитности человека перед Судьбой: крохотные одинокие человеческие фигурки на фоне бескрайних пустынных просторов, полыхающих зноем, крупные планы лиц, передающих всю глубину эмоций, переживаемых героями.
Особого внимания заслуживает монтаж фильма. Элементы мозаики, отдельные эпизоды прошлого и настоящего состыкуются, плотно подгоняются один под другой. Закончился эпизод, в котором герои узнают очередной шокирующий факт из жизни их матери. Следующий кадр является и метафорой того, что они переживают, и продолжением сюжетной линии. Оба героя с разбегу прыгают в воду, стремительно погружаясь на глубину, после чего, оглушенные и задыхающиеся, ищут утешения друг у друга. В этот момент у зрителя перехватывает дыхание и закладывает уши – непроизвольно, вне всякой связи с разумом…
Фильм «Погорельцы» — это и запутанный детектив, и современная притча, в которой звучат отголоски величайших трагедий античности. Как и полагается по законам жанра, герои этой выходящей за рамки привычного истории медленно, на ощупь движутся к истине, осознание которой приведет к катарсису.
Смотрите фильм Дени Вильнева «Погорельцы» на канале yes3 в субботу 7 июля в 22:00.
Информация об этом и других фильмах yes на сайте компании на русском языке http://yes-ru.co.il/