«Правда хорошо, а счастье лучше» — фейерверк остроумия и мудрости Островского  

поделитесь:

1«Где ты нынче найдешь богатого да неразвязного? Кто его заставит длинный сертук надеть али виски гладко примазать? Вяжет-то человека что? Нужда. А богатый весь развязан и уж, обыкновенно, в цветных брюках…»

История о том, как купеческая дочка Поликсена полюбила бедного и скромного Платона, как ей запрещали даже видеться с ним, а потом все-таки дозволили выйти за него замуж, ибо «счастье лучше» известна с уже весьма далекого 1876 года, когда в Москве состоялась премьера спектакля по одной из самых известных пьес Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», правда, тогда она называлась «Наливные яблоки». Сюжет этой «счастливой житейской комедии» разворачивается вокруг яблоневого сада, нескольких влюбленных пар и доброй няни, которая помогает им воссоединиться. В феврале 2018 года в Израиле можно будет увидеть спектакль театра Маяковского «Правда хорошо, а счастье – лучше», посвященный 100-летию со дня рождения великого режиссера Андрея Гончарова. Спектакль по пьесе Александра Островского — человека, с чьих произведений «начался русский национальный театр».2

Другой знаменитый Гончаров — писатель — обращаясь к Александру Островскому, писал: «Только после вас, мы, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены. Островский обязательно сам читал их актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют свою жизненность, как и в истории о яблоневом саде — плоде вдохновенного лицедейства, утопии сложного водоворота жизни, в этой  веселой, смешной, мудрой истории, непреложно свидетельствующей  о том, что счастье есть, и что есть в наших душах способность быть счастливыми. И недаром добрая нянька, помогающая влюбленным, носит «говорящее» имя — Филицата, то есть «счастье».5

Когда-то в версии Малого театра в этом спектакле по пьесе, написанной Островским специально к бенефису его друга — актера Николая Музиля , играли Раневская и Ильинский. А в первом спектакле театра Маяковского няньку Фелицату играла Наташа Манор, а Платона – Саша Демидов. Гончаров вернул знаменитой пьесе ее первоначальное название — «Наливные яблоки» и разыграл ее в традициях народного балаганного театра. Спектакль Гончарова, поставленный как дипломная работа для его курса шел почти 20 лет и был восстановлен в 2009-м году под руководством заслуженного артиста России Романа Мадянова в новой сценической редакции, выдержанной в стилистике раешника, где очень много условностей. И получилась энергичная забавная притча о любви, зависти, отношениях, векселях и сундуках, купчихах и отставных унтер-офицерах с элементами психологического и бытового театра.3

«Моралисту» Островскому хорошо была знакома грубая сермяжная  русская жизнь с ее жестокими законами, цинизмом и беспросветностью, и все же — в последних пьесах с особым драматизмом — он настойчиво перемещал своих персонажей в утопический мир любви и сострадания, в котором «кроткие и чистые сердцем» учат жестокосердных творить добро. Потому Островский и повествует нам сентиментальную и мудрую историю о яблоневом саде, правде и счастье. Конечно, никто не спорит — истина одна. Но у каждого человека есть своя правда, которая неоспорима и свята.8

Спектакль театра Маяковского не перегружен психологизмами, не мешает свободному актерскому волеизъявлению. «Правда хорошо, а счастье лучше» — это непривычный Александр Островский, не обличающий и не трагичный, а смешной и поучительный… Герои Островского живут среди ярких декораций. Словно карусель, раскручивается клубок комедийных событий, то и дело, поражая удивительной схожестью с нашим настоящим.

В спектакле история о двух влюбленных  приобрела современное звучание, сохранив при этом всю прелесть подлинного русского быта: сочные краски, румяные яблочки. Все на грани обыденного, разумного, нормального: честность, набожность, влюбленность, суровость, рачительность, доверчивость, суеверие. Этот спектакль – весь театральное лукавство и обаятельное озорство. Мадянов уважает своих зрителей и потому не увлекает их в метафизику театральной философии, а возвращает на сцену мораль и остроту реплик, ансамбль актерских работ в режиссерской огранке. Этот спектакль гораздо обширнее, чем просто «комедия» — в нем обозначены острые проблемы, значение воспитания и семейных устоев. Герои пьесы многогранны и, в большинстве своем, неоднозначны; их характеры уникальны и разноплановы — от самодурства до благородства в этой истории о яблоневом саде. «Правда хорошо, а счастье лучше» — это, кроме всего прочего, потрясающее чувство единения всего актерского ансамбля. Когда нет ролей второго плана. Когда все актеры в кураже, в азарте — словом, фейерверк, а не спектакль! В результате зрители видят спектакль живой, искрометный, безумно смешной, но не пошлый, не глупый, не «прогибающийся» под зрителя.7

Памяти выдающегося режиссера современности Андрея Гончарова

«Правда хорошо, а счастье лучше» — комедия по пьесе А. Н. Островского.
В спектакле заняты звезды Московского академического театра им. Маяковского:

Сила Ерофеич Грознов, отставной унтер-офицер — заслуженный артист России Роман Мадянов

Амос Панфилыч Барабошев, купец — заслуженный артист России Даниил Спиваковский

Мавра Тарасовна, его мать — почётный деятель искусств Москвы Татьяна Орлова

Поликсена, дочь Барабошева, молодая девушка — Наталья Филиппова

Филицата, нянька Поликсены — заслуженная артистка России Ольга Прокофьева

Никандр Мухояров, приказчик Барабошева — заслуженный артист России Игорь Марычев

Глеб Меркулыч, садовник — заслуженный артист России Юрий Коренев

Палагея Григорьевна Зыбкина, бедная женщина, вдова — лауреат государственной премии России Людмила Соловьева

Платон, ее сын, молодой человек — Виталий Гребенников

 Хайфа, Аудиториум, 22 февраля 2018, четверг, 20:00

Тель Авив, зал «Бейт ха-Хаяль», 23 февраля 2018, пятница, 19:00

Ашкелон, Гейхал ха-Тарбут, 24 февраля 2018, суббота, 19:00

Нацрат-Илит, матнас «Беркович», 25 февраля 2018, воскресенье, 20:00

Беэр-Шева, Гейхал ха-Тарбут Гистадрута, 26 февраля 2018, понедельник, 20:00

Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 27 февраля 2018, вторник, 20:00

Заказ билетов на сайте организаторов гастролей – компании Rest International или по телефону 03-7795779

Фотографии © Евгений Зайцев — предоставлены организаторами гастролей

 

поделитесь: