В ноябре 2017 года в Израиле пройдут четыре реситаля великолепной, проникновенной пианистки Полины Осетинской, жизнь которой настолько необычна, что издательство Лимбус-Пресс предложило ей написать об этом книгу. Сейчас эта книга – «Прощай, грусть!» ‒ уже переведена на несколько языков.
Первым учителем Осетинской был отец, одержимый идеей сделать из неё вундеркинда. Жестокими методами отец заставлял дочь заниматься. Уже в шесть лет Осетинская дала сольный концерт, в восемь – сыграла с оркестром. Американский миллиардер и филантроп Гордон Гетти приехал в Россию, чтобы пригласить девочку на гастроли в Америку.
Однако отец, не будучи музыкантом, не мог дать ей необходимой профессиональной подготовки. В тринадцать лет Осетинская приняла решение уйти от отца, уехать из Москвы в Петербург, и (поселившись самостоятельно в общежитии) учиться в Средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории. Там её педагогом стала Марина Вольф. В противоположность остальным, она не побоялась взять ученицу со странным и сложным концертным опытом. Однако заставила ее начинать буквально с нуля: только так можно было наработать по-настоящему профессиональную исполнительскую базу. Окончив консерваторию, Осетинская вернулась в Москву, где прошла ассистентуру-стажировку у выдающейся пианистки, ученицы Генриха Нейгауза Веры Горностаевой.
Сейчас Полина Осетинская концертирует по всему миру. Среди последних мировых турне – путешествие в дуэте со скрипачом Максимом Венгеровым. Наряду с камерными и сольными концертами, а также выступлениями с оркестрами ‒ среди них Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова, Заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии, Токийский филармонический, оркестр Веймарской оперы, ‒ Осетинская принимает участие в концертах необычного формата. В Зале им. Чайковского она играет в спектакле «Чёрт, солдат и скрипка» по мотивам произведений Игоря Стравинского. Художник этого спектакля – Андрей Макаревич, а на сцене вместе с Осетинской – сам Макаревич, Владимир Познер, Дмитрий Ситковецкий и др.
Полина Осетинская выступает в ежегодном Концерте памяти жертв Холокоста в Санкт-Петербургской филармонии. А вместе с актрисой Ксенией Раппопорт и режиссёром МДТ – театра Европы Валерием Галендеевым Осетинская стала создателем спектакля «Неизвестный друг» по произведениям Бунина, где переплетаются литературное слово и музыка.
Осетинская является одним из немногих крупных пианистов, работающих с детьми: она ведет два детских абонемента, один в Московской, другой – в Пермской краевой филармонии.
Помимо этого, Полина Осетинская открыла свой Центр поддержки профессионального здоровья музыкантов. В её центре помогают бороться как с медицинскими, так и с психологическими проблемами; проходят исполнительские мастер-классы, лекции медиков и психологов, семинары, в ходе которых удаётся побороть как мышечные зажимы, так и эмоциональные. Центр помогает и взрослым музыкантам ‒ из крупных городов и из провинции, ‒ и детям: в рамках центра создана даже группа поддержки родителей молодых музыкантов.
В программе ее израильских сольных концертов, названных «Приключения фортепьяно» — произведения Баха, Бетховена, венских классиков, романтиков – Листа, Шопена, Брамса, Моцарта, Шуберта, Бузони, сделавшего транскрипции знаменитых произведений Баха – органной Токкаты и фуги ре-минор, скрипичной ре-минорной Чаконы. Программа реситалей — это все фортепианные вехи от Баха до Бузони. И Итальянский концерт, и брамсовские шесть пьес, и бетховенская «Аврора», и Токкату и фуга ре-минор, и Чакона.
Уникальность искусства Полины Осетинской в том, что оно универсально. Ценители качества фортепианной игры найдут в нем пример блестящей виртуозности, равно проявляющей себя и в сложнейших сольных сочинениях, и в богатых пышных партитурах для фортепиано с оркестром. Те, кому дорога в музыканте душа, проникновенность, не могут не увлечься взволнованным, то нежным, то тревожным рассказом о приключениях этой души, выраженных звуками. Любители интеллектуализма с увлечением будут следить за изысканным и часто парадоксальным построением ее концертных программ, за перекличками разных произведений, диалогом композиторов через века и страны, который устраивает исполнительница. Наконец, элегантность, огромное обаяние, сценическая харизма покоряют в равной степени всех. Совокупность этих свойств делают Полину Осетинскую одним из несомненных лидеров своего поколения пианистов.
Расписание сольных концертов Полины Осетинской в Израиле в ноябре 2017 года
20 ноября, понедельник, 20:00 — Хайфа, зал «Раппопорт»
21 ноября, вторник, 20:30 – Беэр-Шева, Консерватория
22 ноября, среда, 20:00 — Тель-Авив, Тель-Авивский музей искусств, зал «Асья»
23 ноября, четверг, 20:00 — Иерусалим, «Театрон Иерушалим», зал «Ребекка Краун»
Линк на видео: Чайковский. Времена года. Полина Осетинская
Фотографии — © Евгений Евтюхов. Предоставлены организатором концертов — фирмой FGK Production