Реквием Габриэля Форе. Концерты Израильского Вокального Ансамбля с 11 по 14 февраля

поделитесь:

Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его «колыбелью смерти». Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход.

Габриэль Форе

 

Что может быть общего у французского религиозного сочинения конца XIX века и песнями западной Аргентины, написанными в народном духе?

Ответ: второй концерт текущего сезона Израильского Вокального Ансамбля, который объединяет два замечательных произведения, на первый взгляд далеких друг от друга, но имеющих много общего: Реквием Габриэля Фора и «Индейские песни» Карлоса Гуаставино.

 

Начиная с эпохи барокко, заупокойная месса в католической церкви латинского обряда, стараниями композиторов превращается в высокий жанр духовной музыки, Жанр, несущий в себе уникальный взгляд на смерть и чувства тех, кто остается здесь, по эту сторону.

Непонятно, что побудило Форе написать реквием, когда ему было немногим более сорока лет. Произведение ему не заказывали, никто из близких не умер (хотя оба его родителя скончались с разницей в два года, вскоре после того, как он начал писать реквием). В письме другу композитор сообщал, что: «Создал реквием просто так — ради удовольствия, если можно так сказать. Я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое». В отличие от католического реквиема Моцарта, Верди, Керубини и других, у Форе смерть — это часть жизни и вместо угрожающего страха приходит утешение и надежда. Сам католик, Форе решил отказаться от части Dies Irea, описывающей ужасы загробного мира, использовав только часть традиционного католического текста, заострив внимание на гуманном, человеческом. По поводу части Pie Jesu Сен-Санс, учитель Форе, заметил: «так же, как Моцарту принадлежит единственное Ave Verum, так же — это единственный Pie Jesu». Лиризм и интимность реквиема Форе были необычны для данного духовного жанра. Оригинальный замысел композитора в Реквиеме был «проникнут от начала и до конца верой в вечный покой». Например, в изумительной части Agnus Dei просьба милости и мира у Всевышнего облечена в простую и красивую мелодию, в Pie Jesu звучит молодой и чистый голос, не сопровождаемый мольбами о мертвых.
Габриэль Форе писал практически во всех современных ему жанрах музыки. Он автор большого числа романсов и песен, множества фортепианных пьес в разных жанрах, камерно-инструментальных ансамблей. Музыка Форе была использована в балетных постановках Джорджа Баланчина и Ролана Пети и во многих других балетных постановках.

 

Цикл «Индейские песни» Карлоса Гуаставино, одного из величайших аргентинских композиторов, чья музыка отличается эмоциональной утонченностью и элегантностью стиля, также исходит из той же отправной точки — оптимистичной и обнадеживающей. Гуаставино решил сочинить шесть песен на стихи современных южноамериканских поэтов, воспевающих чудо жизни и любви через призму оптимизма. Шесть песен в сопровождении фортепиано привносят романтический взгляд на природу как зеркало души, переплетаясь с мелодичной музыкой, вдохновленной народными мелодиями западной Аргентины. Великолепная возможность познакомиться с неизвестной жемчужиной, которая еще не исполнялась на концертных площадках Израиля.
Карлос Гуаставино (1912 — 2000) — аргентинский пианист и композитор. Он учился в Буэнос-Айресе у Атоса Пальмы. В 1947 — 1949 гг. выступал в Великобритании, в этот период «Три индейских песни» Гуаставино были впервые исполнены Симфоническим оркестром BBC. В 1956 г. он гастролировал в СССР и Китае. Гуаставино принадлежит более 200 сочинений, среди которых преобладает вокальная музыка — песни на стихи латиноамериканских (Пабло Неруда, Габриэла Мистраль, Хорхе Луис Борхес) и испанских (Рафаэль Альберти, Луис Сернуда) поэтов. Известностью пользуются также его три сонаты для гитары, фортепианная сюита «Аргентинские песни», дивертисмент, написанный для «Русского балета» Монте-Карло и поставленный в буэнос-айресском театре «Колон» во время гастролей балета в 1942 году.

*****

Израильский Вокальный Ансамбль под управлением Юваля Бен-Озера, при участии солистов Гая Пелеца/Одеда Райха и Тома Бен-Ишая. За единственным в своем роде в Израиле симфоническим органом — Равив Лейбзирер.

В программе

Габриэль Форе: Духовный гимн на слова Жана Расина (Хор и орган)

Карлос Гуаставино: Песни коренных американцев (хор и фортепиано)

Габриэль Форе: Реквием (Хор и орган)

Пятница, 11.02..22, в 11:00, Монастырь Святого Винсента Де Поля, Иерусалим

(цена билетов:100–110 шек.)

Воскресенье, 13.02.22, в 20:30, Городской центр музыки и искусств, Раанана.

(цена билетов: 115–135 шек.)

Понедельник, 14.02.22, в 20:30, Тель-Авивский художественный музей

(цена билетов:115-135 шек.)

Прямая трансляция, онлайн-зал: понедельник, 14.02.22, в 20:30, 70 шек.

Билеты: 074-7012112 и на сайте .

Можно приобрести абонемент на 5 концертов сезона: 450 шек за оффлайн залы или 250 шек за просмотр только прямых трансляций онлайн — оба вида абонементов предоставляют полный доступ к произведениям на новом сайте ансамбля.

Израильский Вокальный Ансамбль «Ха-Коли ха-Исраэли», основанный дирижером и художественным руководителем Ювалем Бен-Озером в 1993 году, давно занял место ведущего камерного хора в стране. Ансамбль состоит из профессиональных певцов-солистов, выступает в лучших залах и на фестивалях в Израиле, участвует в концертах с ведущими оркестрами страны. С момента своего создания ориентируется на самые высокие художественные стандарты, вносит огромный вклад в популяризацию творчества израильских сочинителей и распространение вокальной музыки.
В послужном списке ансамбля богатый репертуар, с которым он выступает по всей стране: детская опера Йони Рехтера по книге и при участии Давида Гроссмана «Как Итамар кролика повстречал», музыкальные экскурсии «Поющие картины» по Тель-Авивскому музею искусств, концерты в рамках семинара камерной музыки в Хайфе, выступления с Иерусалимским симфоническим оркестром, Израильским камерным оркестром и другими.

Израильский Вокальный Ансамбль также представляет своей новый концертный онлайн-зал: новая качественная стриминг-платформа, адаптированная под ансамбль и его аудиторию, для онлайн-трансляций концертов, для записей прошедших концертов, подкастов и лекций дирижера и музыкального руководителя ансамбля Юваля Бен-Озера, записанных во время эпидемии коронавируса, и многого другого.
Все концерты ансамбля нового сезона транслируются в прямом эфире на новой платформе — как для держателей абонементов, так и для обычных зрителей. Платформа обеспечивает более высокое качество видео и звукового вещания, чем это принято сегодня в Zoom, в Facebook и в YouTube, и будет улучшать качество просмотра, что стало неотъемлемой частью новой реальности.
Сайт ансамбля 
Информация об абонементах — 074-7012112.
Канал Израильского Вокального Ансамбля в youtube 

Страница в фейсбуке
Страница мероприятия 
Заказ билетов 
Заказ билетов на он-лайн трансляцию

Фотографии — © Ури Эльяким, © Мария Розенблит, © Нога Шадми — предоставлены Израильским Вокальным Ансамблем

 

 

поделитесь: