Работники израильских гостиничных сетей отмечают, что в последние годы, несмотря на экономический кризис, в отелях Эйлата, Мертвого моря и Севера страны растет количество русскоязычных туристов. Специалисты также отмечают интересный факт: процент «олим» среди общей массы русскоговорящих, даже с учетом отмены виз с Россией, постоянно растет.
«Поскольку у нас гостиницы, предназначенные для разных типов отдыха, нам легче отслеживать тенденции. Примерно треть наших гостей составляют пары без детей, — отмечает Алона Косой, директор по продажам сети гостиниц Исротель. – Еще треть – это семьи с детьми. Ну и большая часть оставшейся трети предпочитает путешествовать и отдыхать с друзьями».
По признаниям местных работников туристической отрасли, после отмены виз с Россией чуть ли не весь Эйлат заговорил по-русски. Появилось много прямых рейсов из центральных городов России, и теперь с россиянами соперничают разве что французы.
«Однако не стоит думать, что внутренний туризм уменьшился. Наоборот, он вырос. И последние годы мы наблюдаем интересную тенденцию: русскоязычные израильтяне все чаще выбирают различные виды отдыха внутри страны», — говорит Хаим Коэн Акад, директор пятизвездочной гостиницы King Solomon, ориентированной на семейный отдых с детьми. «Как правило, такой отпуск относительно непродолжителен – где-то три дня, но достаточно насыщен. А коллеги из отеля «Ям суф» отмечают, что среди их клиентов — и особенно среди хорошо интегрировавшейся в израильское общество молодежи — возрос интерес к активному и нестандартному времяпрепровождению: прогулки на яхтах, пешие походы и сафари, дайвинг».
«Каких-то специализированных сообществ именно «русских» дайверов на данный момент в Израиле нет, — рассказывает директор дайвинг-клуба Manta Давид Веред. – Однако случаев, когда ребята приезжают погружаться или учиться целыми компаниями – не перечесть. Тем более, что этот вид спорта сейчас – удовольствие относительно недорогое. Стоимость курса «одна звездочка» с разрешением погружаться на глубину до 18-20 метров – чуть большее тысячи шекелей. Оборудование, конечно, стоит дороже, но тоже в разумных пределах – около 4000. Многие же его просто арендуют».
Минусом остается оторванность Эйлата от остальной части страны. Это вносит достаточно серьезные ограничения в количество и разнообразие предоставляемых услуг.
«Приходится быть изобретательными, чтобы гости не скучали, — поясняет Нахум Кара, директор по маркетингу сети Исротель. – Мы, например, создали театрально-цирковое шоу WOW, более половины артистов которого приехали из России и стран бывшего СССР. Каждый год мы этот проект обновляем, запускаем новую программу. Это не обычное цирковое представление, а целостный спектакль, со своей историей и драматургией. Гостям Исротеля вход на шоу стоит значительно дешевле, чем остальным зрителям.
Или же яхта. Нам принадлежит корабль «ORIONIA». Мы на ней устраиваем как обычные выходы в море, так и различные мероприятия. Опять-таки, по сниженным для клиентов сети ценам. И таких внутренних мероприятий достаточно много. На них мы делаем особый акцент».
«Если еще каких-то несколько лет назад выбор «русского» израильтянина летом был очевиден: Север (там у нас расположена гостиница «Яарот а-Кармель») или заграница, то теперь все большее количество репатриантов в качестве кратковременного летнего отдыха Эйлат .или Мертвое море. Да и требования к качеству и статусу места отдыха последнее время меняется. Та же «Яарот а-Кармель» всегда стояла у нас на особом счету, считалась, фактически, элитной гостиницей. И вот, в последние год-два, мы все чаще видим там лица наших русскоязычных соотечественников. «Русские» израильтяне выходят на новый уровень».