«Сила судьбы» Верди на сцене Израильской Оперы

поделитесь:

2Оперный театр имени Шломо Лахата, зал Израильской оперы. С 12 по 27 мая 2017 г. Дирижер – маэстро Даниэль Орен, музыкальный руководитель Израильской Оперы. Постановка — Пьер Франческо Маэстрини.

«Сила судьбы» — единственная опера Верди, написанная специально для русского театра — великая опера, написанная им в 1861-м году по заказу Санкт-Петербургской дирекции императорских театров на либретто Франческо Марии Пьяве по драме «Дон Альваро, или Сила судьбы» Анхеля Сааведры и по сценам из трилогии Фридриха Шиллера «Валленштейн». Трагедия мести, доведенная до абсурда – так можно подытожить запутанное либретто этой музыкальной драмы, полной приключений, где чувствуется мрачное дыхание судьбы.

В 1861 году Верди прибыл в Петербург для разучивания с итальянской оперной труппой партий «Силы судьбы», но из-за болезни знаменитой сопрано Эммы Лагруа, которая должна была исполнять партию Леоноры, Верди отложил постановку до осени 1862 года. Великий композитор просил ангажировать в Петербург молодую одаренную певицу Каролину Барбо. В итоге, премьера состоялась 10 ноября 1862 года в Большом Каменном (Мариинском) театре столицы Российской империи. В спектакле, роскошно оформленном А.Роллером, пели солисты итальянской оперы: К. Барбо, Э. Тамберлинк, Ф. Грациани, А. де Басини, И. Марини. Дирижировал — Э. Бавери. После премьеры Верди пишет из Петербурга Леону Эскюдье: «…состоялось три представления «Силы судьбы» при переполненном театре и с отличным успехом». В письмах из России Верди умалчивает о русской критике, которая была весьма сурова, хотя император пожаловал композитору орден Св. Станислава 2-й степени.3

После этого опера «Сила судьбы» была также поставлена в Риме, Мадриде, Нью-Йорке, Вене, Буэнос-Айресе и Лондоне. Кстати, тогда – полтора с лишним века назад – сам факт заказа оперы иностранному композитору при полном пренебрежении отечественной музыкой возмутил русскую общественность, тем более что на постановку была израсходована огромная сумма. Но приведем одобрительный отзыв, опубликованный в «Journal de St.-Petersbourg»: «Композитор хотел, чтобы во всей его опере чувствовалось властное дыхание судьбы… Основная мелодия — короткая и мрачная; она развивается таким образом, что заставляет вздрагивать от волнения, словно тень простерлась от крыльев ангела смерти, ожидающего на дороге вечности». Из-за мрачности сюжета и сложности музыки опера выдержала в Санкт-Петербурге только 19 представлений.

Композитор отнесся к этому критически: последующие постановки в Риме и Мадриде убедили его в необходимости внесения изменений в партитуру.

Желая разрядить атмосферу мрака и отчаяния, Верди изменил развязку. Не удовлетворившись первой редакцией оперы, Верди вернулся к ней через семь лет. В результате была создана новая редакция музыки и либретто. Вследствие тяжелой болезни либреттиста Франческо Марии Пьяве, литературный текст модифицировал Антонио Гисланцони (в скором времени ставший автором либретто «Аиды»). Дон Альваро остается жив, а прощение умирающей Леоноры вселяет в его душу надежду на примирение с небом. Премьера новой редакции оперы состоялась 20 февраля 1869 года в Милане в театре «Ла Скала». Именно этот вариант пьесы стал наиболее распространенным в мировом оперном репертуаре и с тех пор опера не сходит с театральных сцен мира.4

Было не только изменено либретто: Верди написал новую увертюру, перестроил массовые сцены, особенно солдатские, заново сочинил часть финала и переделал развязку. В этой версии опера в «Ла Скала» имела огромный успех. И именно в этой версии «Сила судьбы» прозвучит и в Тель-Авиве под управлением маэстро Даниэля Орена в постановке Пьера Франческо Маэстрини.

Кстати говоря, «Сила судьбы» долгое время оставалась не самой популярной оперой Верди. Возрождение ее наступило в XX веке — может потому, что в ее сюжете сильна роль фатума, мистическая составляющая. Разгадать, в чем именно заключался тайный замысел Верди, оказалось непростой задачей «Сила судьбы» – одна из самых сложных опер Верди, как для исполнителей, так и для постановщиков. Судьба властвует над людьми, и мы всегда бессильны перед ней.

При этом «Сила судьбы» – одна из самых пафосных, драматически насыщенных, кровавых и страстных опер в творческом наследии Верди. Непредвиденные стечения обстоятельств, острые конфликты и неимоверная череда смертей сопровождают оперу на всем ее протяжении. Сам композитор не раз признавался: «Я мечтаю о новых больших, красивых, разнообразных, смелых сюжетах, причем предельно смелых». В одном из своих писем Верди писал: «Дайте мне красивый, оригинальный сюжет, интересный, с великолепными ситуациями, страстями, — прежде всего страстями!..» Горькая ирония, но в «Силе судьбы» накал страстей зашкаливает за все мыслимые пределы, рискуя обернуться тотальным абсурдом по неумолимой воле рока, когда шальная пуля приводит в движение череду убийств. Но на первое место в этой опере, как пишут все критики, выходит сама музыка…5

Итальянский постановщик Пьер Франческо Маэстрини уже сотрудничал с Израильской оперой: в 2003-м году он поставил в Тель-Авиве «Набукко» Верди. Он автор многих оперных постановок в Италии и в мире – в основном опер итальянских композиторов, в том числе практически всех опер Верди.

Сила судьбы. La forza del destino. Израильская Опера

Опера в четырех действиях Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Франческо Пьяве, основанное на драме Анджело Переса де Сааведры, герцога Риваза «Альваро, или Сила судьбы». (В создании второй редакции либретто оперы принимал участие Антонио Гисланцони; в либретто использованы также сцены из драмы Иоганна Фридриха фон Шиллера «Лагерь Валенштейна»)6

Дирижер – маэстро Даниэль Орен, музыкальный руководитель Израильской Оперы. Постановка — Пьер Франческо Маэстрини

Действующие лица и солисты:

Маркиз ди Калатрава (бас) – Карло Стриули
Дон Карлос ди Варгас, его сын (баритон) — Владимир Стоянов / Ионут Паску

Донна Леонора ди Варгас, его дочь (сопрано) — Сузанна Бранкини / Ира Бертман
Дон Альваро, ее возлюбленный (тенор) — Густаво Порта / Вальтер Фраккаро / Энхбатын Амартувшин
Курра, ее служанка (меццо-сопрано) — Таль Бергман / Эфрат Вульфсонс

Прециозилла, цыганка (меццо-сопрано) — Энкелейда Шкоса / Оксана Волкова

Аббат Гуардиан, настоятель монастыря (бас) — Джорджо Джузеппини / Симон Лим

Фра Мелитон, францисканский монах (бас) — Борис Стаценко / Анджело Нардинокки

Мэр Горнахуэлоса (бас) — Ноах Бригер
Трабуко, погонщик мулов (тенор) — Йосеф Аридан
Хирург (тенор) — Анатолий Красик

Время действия: XVIII век. Место действия: Испания и Италия.

Первая постановка: Петербург, Большой (каменный) театр, 22 ноября 1862 года;
окончательная редакция: Милан, театр «Ла Скала», 27 февраля 1869 года.

Исполнятся на итальянском языке (титры на иврите и анлийском)
Продолжительность оперы – 3 часа и 30 минут

Сценограф — Хуан Гильермо Нова

Художник по костюмам — Лука Даллалпи

Художник по свету — Паскаль Мерат

Хореограф — Матильде Рубио

Хор Израильской Оперы

Хормейстер — Эйтан Шмайссер

Оркестр Оперы — Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона

Представления оперы «Сила судьбы » пройдут с 12 мая по 27 мая 2017 года в Оперном театре имени Шломо Лахата, в зале Израильской Оперы.

В дни представлений, за час до начала спектаклей пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Сила судьбы», без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.

«Экскурсии за кулисами» состоятся 16, 21, 24, 25 мая. Начало в 18:30. Цена экскурсии —  25 шек. Продолжительность 30 мин.

Встречи-обсуждения (токбэк) — 16, 21, 23, 25 мая. Обсуждения оперы в верхнем фойе после окончания спектаклей.

Заказ билетов в кассе Израильской Оперы по телефону: 036927777 или в кассе «Браво» по телефону *3221

Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Израильской Оперы.

 Пиарагентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

 

 

поделитесь: