Сказка в натуральную величину

поделитесь:

ruslanРедко, очень редко взрослые и серьезные люди застывают в изумлении перед творением рук человеческих, забывая о возрасте и восторгаясь, как дети, под новогодней елкой. Это случается редко, но в любом возрасте мы способны на такие искренние эмоции. Сент-Экзюпери заметил устами Маленького принца, что взрослым надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и лишь тогда они воскликнут: «Какая красота!»

Первая встреча с ландшафтными скульптурами Руслана Сергеева вызвала у меня бурю совершенно детских эмоций на фоне вполне взрослого анализа увиденного. Чтобы сохранить свежесть восприятия, мне захотелось сберечь это настроение и в описании скульптур Сергеева – чистый эмоциональный фон, построенный на точно выверенном профессионализме.

Познакомиться с его работами можно в виртуальной галерее сайта «Селком» www.tarbut.ru. Этот ресурс, ставший крупнейшей виртуальной площадкой для реализации творческих замыслов наших соотечественников, хорошо знаком всем, кто интересуется искусством во всех его жанрах, будь то живопись или скульптура, музыка или театр, литература или кинематограф. Проект Тарбут.ru, созданный два с половиной года по инициативе и при поддержке ведущего израильского сотового оператора «Селком», предоставил уникальный шанс познакомить народ Израиля с многочисленными талантами, а самим художникам, музыкантам, поэтам и прочим служителям муз – предоставить практически неограниченную площадку для самовыражения. Руслан Сергеев, будучи достаточно известным и признанным скульптором, чье имя внесено в серьезные художественные каталоги и чьи работы украшают улицы и площади не только в Израиле, но и в других странах, разместил фотоснимки своих скульптур на сайте www.tarbut.ru. По его словам, ему приятно выставляться в виртуальной галерее вместе с соотечественниками, товарищами по цеху.

Удивительно, но почти каждый израильтянин видел хоть раз скульптуры Сергеева, не задаваясь вопросом, кто автор этих причудливых стилизованных животных и насекомых, чудовищ и застывших водорослей, и откуда они вообще взялись. Как странно осознавать, что огромный, высотой с трехэтажный дом, гранат у дороги, играющий всеми оттенками пурпурного и алого, бордового и золотистого, выглядит не чужаком, а неотъемлемой частью ландшафта.

Впервые я задумалась об этом феномене, столкнувшись с работами Сергеева в виртуальной галерее сайта Tarbut.ru. И тут же сообразила, что большинство этих скульптур мне знакомы – я радовалась им много лет назад, еще будучи студенткой архитектурного факультета в Иерусалиме. Именно тогда мне показалось, что эти яркие и раскрепощенные, освобожденные от условностей реализма скульптуры просто необходимы этой стране, выросшей из песка и камня.

В какой-нибудь Барселоне жуки, комары и стрекозы Сергеева смотрелись бы, как органическое продолжение духа Гауди, но там они были бы излишни и необязательны. В Израиле они нужны, как недостающий штрих, контраст, цветовое и фигуративное пятно. Ландшафтная скульптура – жанр, обязывающий ко многому. Во-первых, в отличие от ее миниатюрных галерейных собратьев, требования, предъявляемые к ландшафтной скульптуре, довольно строги: форма должна в той или иной мере поддерживать функцию, само существование такого «объекта» не может быть оторванным от контекста, от пейзажа, в который вписывается или наоборот – от которого отталкивается скульптура.

И снова – чудо. Сергееву удалось совместить несовместимое. Его биоформы выглядят совершенными пришельцами, абстрактными намеками на землян, и в то же время пейзаж, лишенный этих цветных «акцентов» оказался бы осиротевшим, пустым и неспособным сконцентрироваться без своего «центра тяжести». «Кузнечик», «Ящерица» и многие другие животные, поселившиеся в разных уголках нашей страны, стали частью ее пейзажа – иногда они гостеприимно встречают малышей на детских площадках, а иногда дополняют собой пейзаж, как изящное ювелирное произведение дополняет общий облик, акцентируя внимание на деталях.

Вот еще один феномен скульптур Сергеева – никто не возьмется наверняка определить, что же они такое. Это и скульптура в широком понимании, и архитектура, и игра, и ювелирная деталь… Хотя вряд ли жукам и бабочкам, ожившим заново в яркой мозаике и зеркальных бликах, требуется точное определение – они просто есть, и этого достаточно. Ну, а если вы относитесь именно к тому подвиду взрослых, о которых говорил Сент-Экзюпери, что ж, давайте анализировать. Нет, мы не будем говорить о стоимости скульптур Сергеева и о сложных способах их доставки из мастерской художника до места постоянного жительства (кстати, эти скульптуры неоднократно пересекали океан, и многие из них поселились в США, Европе и Японии). Мы будем просто смотреть и думать.

Вот перед нами скульптура под названием БИО. Проживает в Ашдоде, чувствует себя совсем неплохо. Что ОНО такое – носорог? Бегемот? Динозавр? Нет ответов на этот вопрос. Бетон, покрытый яркой эмалированной мозаикой, стеклом и осколками зеркала. Похоже на убежавшую елочную игрушку, на персонаж детской сказки, но только… в натуральную величину. Именно так, если это БИО действительно существует, то оно выглядит именно так – это его портрет в натуральную величину.

Далеко не каждый художник решится и сможет совершить это удивительное воплощение – от детской мечты к огромной скульптуре. Руслану Сергееву это чудо удалось. Таких комбинированных животных рисуют дети в детском саду, а потом, вырастая, забывают и небрежно говорят, что «не могут держать карандаш в руках». А взрослому художнику приходится немало потрудиться, чтобы воссоздать то, что умеет почти каждый ребенок. Во-первых, сохранить в себе способность удивляться и радоваться. Во-вторых, научиться рисовать по-настоящему, ведь абстракт требует досконального владения материалом и реалистическим методом воплощения. И, конечно, оба эти навыка должны найти друг друга в едином порыве – тогда восторг и мастерство становятся настоящим Искусством.

Скульптуры Сергеева стоило бы изучать в школах. Придумать специальный предмет под названием «Фантазия» и учить школьников, особенно старшеклассников, не бояться мечтать… А нам остается пока просто радоваться тому, что кузнечики, бабочки, сказочные львы и кораллы существуют на самом деле – совсем рядом с нами. На виртуальных площадках сайта www.tarbut.ru представлены многие художники, музыканты, писатели, поэты, актеры и режиссеры, которые продолжают выставлять свои работы.

Скульптуры Руслана Сергеева порадуют умеющих удивляться пользователей сайта. Смотрите на них долго, не отрываясь, отрешившись от всего повседневного – и они взлетят, поползут, засвистят и запоют, потому сто сказка оживает только для тех, кто верит в нее.

Зоя Север

поделитесь: