Российская армия, как продолжательница не самых славных традиций армии советской, представляет собой неистощимый источник для баек, анекдотов, а то и апокрифов. Печально знаменитая «дедовщина», о которой все мы наслышаны и начитаны, лишь верхушка айсберга, символизирующего собой «неуставные отношения». Это емкое словосочетание иллюстрирует весь спектр не только армейских, но и просто человеческих отношений — от ненависти до любви…
В пятницу, 24 февраля канал yes Радуга покажет фильм Андрея Прошкина «Солдатский декамерон». Этот показ приурочен ко Дню советской армии, который хоть и никак не отмечается в наших палестинах, но крепко сидит в памяти тех, кто успел пожить в Советском Союзе и послужить в Советской армии. Впрочем, и те, кому служить не довелось в силу гендерных причин, тоже очень хорошо помнят этот день еще со школьной скамьи: ведь именно в этот день девочки дарили мальчикам подарки, нетерпеливо ожидая ответных даров двумя неделями позже, 8 марта… Но мы отвлеклись от фильма.
1994 год. Небольшой гарнизон войск ПВО, затерявшийся то ли в лесу, то ли в самой тайге. Многонациональные российские солдаты несут свою нелегкую службу, мечтая о дембеле, девушках и просто о вкусной домашней еде. Еда им время от времени перепадает, особенно тем, кому предстоит «опасное и ответственное задание»: офицерская жена накормит их жирным борщом, а вольнонаемные армейские девушки еще и портвейном попотчуют. Что касается девушек и любви, то в этом вопросе везет не всем: «одним все, а другим ничего». Главному герою Боре Кульшану (Александр Яценко) везет больше всех: на его ухаживания отзываются две дочери начальника гарнизона. Что, впрочем, неудивительно: Боря умеет ухаживать лучше всех, он приходит на свидание не только с шоколадкой, но и со стихами собственного сочинения, памятуя о том, что женщины, дескать, любят ушами.
В фильме несколько сюжетных линий, каждая из которых могла бы стать самостоятельной темой. Вот, например, старший лейтенант Пантелеев, которому в его возрасте давно бы уже пора быть капитаном, если не майором (Михаил Пореченков). Но продвинуться по служебной лестнице ему мешает вольный нрав и свободомыслие, и как следствие – разжалование в нижние чины. Его жена (Юлия Высоцкая) очевидно обижена недостатком мужниного внимания и даже в годовщину собственной свадьбы вынуждена проводить вечер в одиночестве. Вернее, не совсем: под ее окошком давно уже дожидается тайный поклонник из дембелей…
Завязкой этого сложного сюжетного узла, который и развязать-то не получится, придется рубить сплеча, — становится самоубийство рядового Хаитова из-за несчастной любви к телефонистке Рае. Этот печальный эпизод становится отправной точкой фантасмагории, где действует таинственное привидение, воплотившее дух самоубийцы…
Не будем раскрывать зрителю дальнейших сюжетных ходов, отметим только, что ходы эти разнообразны и не дадут соскучиться. Но главное в этой картине, чей жанр почему-то обозначен как комедия, не сюжет. В какой-то момент армейские байки, шутки и прибаутки вдруг перестают быть забавными, зритель начинает задумываться, зритель начинает грустить. Эта грусть становится жанрообразующим фактором, который ведет нас от «низкого» жанра солдатского анекдота к «высокому» жанру притчи.
Картина номинировалась на премию «Золотой орел» в двух категориях: «лучшая мужская роль второго плана (Михаил Пореченков)» и «лучшая музыка».
Смотрите фильм «Солдатский декамерон» на канале yes Радуга 24 февраля в 21.30.
Информация об этом и других фильмах yes на сайте компании на русском языке http://yes-ru.co.il/