Время от времени, читая или слушая новости, наш глаз или ухо натыкается на очередное сообщение о захваченном у берегов Аденского залива торговом судне. Захваченном лихими и бесстрашными темнокожими и худыми сомалийскими пиратами. Проходит какое-то время, пираты требуют выкуп, происходит торговля, потом морские разбойники идут на уступки, потом стороны приходят к согласию, пленников освобождают, они возвращаются домой, а крупные суммы денег исчезают бесследно. Смело можно предположить, что лишь малая толика этих денег идет на пропитание тех смуглых и худощавых парней, что захватили судно. Скорее всего, большая их часть оседает на счетах совершенно других людей и идет в конечном счете не на покупку хлеба и риса. На что идут эти деньги? Это один из вопросов, который хочется задать после просмотра нового документально-публицистического фильма «Черная метка».
16 февраля в Тель-Авивской Синематеке прошла презентация новой, третьей по счету картины Владимира Синельникова из его авторского цикла «Третья Мировая началась». Новая лента носит название «Черная метка» и посвящена проблеме морского пиратства у берегов Сомали. На просмотре собрались русскоязычные израильские журналисты, писатели, люди искусства, общественные деятели, -те, кому небезразлична судьба мировой цивилизации.
Пусть вам не покажутся чересчур патетическими эти слова. Именно о судьбе цивилизации в том значении, к которому мы привыкли, идет речь сегодня. Именно об этой угрозе предупреждают авторы фильма.
После премьерного показа в Синематеке прошла пресс-конференции, и на вопросы журналистов ответили автор идеи всего документального цикла, сценарист и продюсер «Черной метки» Владимир Синельников и режиссер картины Вадим Островский.
— Трудно однозначно и коротко ответить на вопрос «кто виноват», — сказал Вадим Островский. — С одной стороны, здесь присутствуют интересы людей, у которых есть власть и деньги, а с другой – отчаянье тех, у кого нет ни того, ни другого. Но вот что заставляет задуматься: почему-то ни разу в прессе мы не встречали сообщений о том, что, например, в Лондоне или в Женеве арестованы те, кто получил деньги, заплаченные в качестве выкупа за захваченное судно. В тюрьмы сажают несчастных нищих исполнителей, а до заказчиков никому нет дела. Миру вообще нет дела до Африки», — с грустью подытожил режиссер.
Владимир Синельников рассказал собравшимся о том, с чем пришлось столкнуться съемочной группе в работе над материалом. О том, как пришлось отбиваться от боевиков, напавших на киношников по дороге в аэропорт. Как благодаря смелости и самоотверженности солдат, предоставленных в распоряжении съемочной группы по приказу президента Сомали, им удалось выйти невредимыми из перестрелки и спасти отснятый материал. О том, какими трудностями и опасностями были наполнены все дни работы в этой бедной африканской стране. Попасть в раздираемую войной и разрухой нищую страну съемочной группе помог посол Сомали в Москве. Удивительно, но этот человек, представляющий свое государство в далекой и холодной России, сам уже два с половиной десятилетия не может попасть к себе на родину, ибо давным-давно приговорен к смерти одним из разбойничьих кланов.
Результатом этой поездки группы бесстрашных людей стал уникальный документальный материал, который лег в основу фильма. Но не только редкие кадры и свидетельства составили заслугу создателей картины. Одним из главных качеств фильма следует признать тот факт, что его создатели сумели четко и бесстрашно расставить точки над i. Они ясно дают понять, кому выгодна нынешняя ситуация, они называют главных интересантов в этой необъявленной войне: это радикальный ислам, это «Аль-Каеда», это ближневосточные режимы, сидящие на нефтяных деньгах.
По словам Синельникова, правительство Сомали не может обеспечить безопасность не только иностранных судов. Оно не может обеспечить безопасность собственных граждан. И даже самих себя, собственных министров оно не может обезопасить. «Нас поселили в гостинице, которая хорошо охраняется и которая считается самым безопасным местом во всей стране, — рассказал Владимир Синельников. — И вместе с нами в той же гостинице жило все правительство этой страны, поскольку больше нигде нельзя быть уверенным в безопасности».
…Один из последних кадров фильма – опустевшее кресло министра внутренней безопасности Сомали Умара Хаши Адама. Вскоре после того как российская группа закончила съемки и отбыла на родину, он был убит. Интервью, которое он дал Синельникову, стало последним в его жизни.
Документальный цикл «Третья мировая началась» был задуман Владимиром Синельниковым несколько лет назад и получил воплощение уже в трех полнометражных документальных лентах: «На краю», «Казино-террор» и «Черная метка».
Следующий фильм, четвертый по счету, будет самым острым и самым бесстрашным. «До сих пор я был озабочен политкорректностью, — признается Синельников. – А теперь я решил сделать что-то принципиально более смелое».
Свою следующую картину он будет делать в сотрудничестве с группой талантливых российских художников АЕС+Ф (AES+F в латинском написании). Эта группа, существующая с 1987 года и названная по начальным буквам фамилий участников (Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса, присоединившегося в 1995-м), работает в жанрах инсталляции, фотографии, видео, скульптуры, рисунка. Это именно им, еще за пять лет до страшного 11 сентября 2001-го , принадлежит изображение Нью-Йорка будущих десятилетий, где на месте башен-«близнецов» построена огромная мечеть. Именно они создали свои страшные пророчества: «Мечеть Парижской богоматери», где верхняя часть собора превратилась в минареты; «Статуя Свободы» в парандже и с Кораном в руке; площадь перед Собором Святого Петра в Ватикане, превращенная в палаточный городок «Аль-Каеды», и многое, многое другое. Следующий фильм Синельникова – об этом, о том, во что превратится так называемая западная цивилизация, если не будет остановлен радикальный исламизм.
Картину «Черная метка» телезрители канала RTVI увидят через несколько дней, а точнее, 20 и 21 февраля в 17.00 по израильскому времени, когда будут транслироваться обе части документальной ленты. Нет резона пересказывать ее содержание, пусть каждый, кто посмотрит, делает выводы сам.