Датский режиссер-документалист Борис Бенджамен Бертрам приехал на Урал, чтобы снять картину о Челябинском театре современного балета. Почему на Урал? По той же причине, по которой несколькими годами раньше он приезжал в Бейрут, где делал картину о танцовщиках фламенко. Он не просто снимает фильмы о балете. Он делает кино о людях, которые танцуют несмотря ни на что. Результат его работы в Челябинске телезрители канала yes Радуга увидят в четверг, 30 декабря, в 19.25 в рамках премьерного показа авторской документальной ленты «Танкоград».
Этот фильм посвящен танцорам. Его главные персонажи – артисты Театра современного танца Вова и Маша, а также хореограф и художественный руководитель этого коллектива Ольга Пона. Ненавязчиво, незаметно камера наблюдает повседневную жизнь своих героев: как они просыпаются, собираются в театр, «греются» перед репетицией, танцуют. Но прежде чем начать урок или репетицию, сами артисты моют пол в репетиционном зале. Служенье муз не терпит суеты? Не терпит, а потому все они делают несуетно: и пол моют, и реквизит перетаскивают. Мы станем свидетелями самых трогательных моментов жизни героев: вот Вова обсуждает с товарищем, что подарить на день рождения любимой девушке, и тут же, перед камерой, решает сделать ей предложение.
Но главное впереди. Время от времени мы слышим монологи героев перед камерой. И не только о том, насколько важен танец в их жизни. Да, Вова говорит: «Танец — моя семья, друзья, любимая девушка. Все так или иначе связано с танцем». Но тут же же рассказывает о том, как целые поколения челябинцев живут в радиоактивной грязи: в радиации любят, в радиации рожают детей. А о том, что в этом городе вообще уже не осталось здоровых детей, мы узнаем от других участников фильма: врачей, активистов общественных организаций, занимающихся помощью «ликвидаторам».
По городу Челябинску, в годы Второй мировой войны носившем прозвище Танкоград, проходит граница между Уралом и Сибирью. Этот город с населением более миллиона относится к числу самых загрязненных мест планеты, и в особенности это имеет отношение к радиоактивному загрязнению.
Именно здесь в 1957 году на ядерном комбинате «Маяк» произошла крупнейшая техногенная авария с выбросом радиации и еще около десятка более мелких аварий. Суммарный ущерб от катастрофы ученые сравнивают с Чернобыльской, только в советские времена информация об этих событиях и их последствиях была недоступна обществу. Происшедшее навсегда изменили жизнь танкоградцев.
«Танкоград» — это фильм о выживании в условиях продолжающейся экологической катастрофы. О том, что люди преодолевают безысходность существования благодаря творчеству и любви. О том, что искусство способно родиться везде… Помните, у Ахматовой?
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда …
Наконец, о том, что в России есть культура жизнь и за пределами московской кольцевой автодороги.
Картина Бориса Б. Бертрама получила главный приз за полнометражный документальный фильм на престижном российском фестивале авторского документального кино «Артдокфест», проходившем совсем недавно, в декабре.
По условиям фестиваля, его участником может стать фильм любой страны – главное, чтобы он был снят на русском языке и чтобы его форма и содержание на укладывались в «традиционный» телевизионный формат, то есть чтобы в нем не было постановочных интервью, закадровых комментариев и прочих атрибутов привычной телевизионной журналистики.
Так уж случилось, что в последнее время все больше западных фильмов на русском языке и о русских людях становятся участниками и призерами этого престижного кинофорума.
Работа над фильмом «Танкоград» заняла долгих пять лет. Это уникальный документальный материал к размышлению о будущем нашей планеты.
Смотрите «Танкоград» на канале yes Радуга 30 декабря в 19.25.