Традиционные поездки израильских старшеклассников в нацистские лагеря смерти на территории Польши вызывают разные чувства – и у детей, и у родителей. Нет никаких сомнений в важности знаний о Холокосте, но переживания порой оказываются чересчур сильными.
Помимо школ такие поездки организует также объединение молодежных движений, в которое входит, в частности, «а-Ноар а-овед вэ а-ломед».
Такие да не такие
Главное отличие таких поездок от школьных экскурсий – это их цель: показать молодежи не только ужасы уничтожения еврейского народа, но и рассказать о том, что в то время существовали еврейские молодежные движения, которые боролись с нацистами. Они были как левые, так и правые. Например, среди борцов с нацистами в Варшавском гетто было и движение ДРОР, частью которого исторически является «а-Ноар а-овед вэ а-ломед».
Молодежи рассказывают о противостоянии с нацистами, о Мордехае Анелевиче, который был руководителем восстания в Варшавском гетто. Он отказался сдаваться или бежать и держался до последнего, уйдя из жизни вместе с несколькими бойцами так же, как ушли защитники Масады.
В книге «Восстание в Варшавском гетто» Михаэля Борвица приведено свидетельство одной из участниц восстания Цивии Любеткин:
«Так пало около сотни повстанцев, и среди них — Мордехай Анелевич, самый лучший, самый мудрый, самый благородный из всех, сохранявший в самые страшные моменты спокойствие и улыбку».
Пример тех молодежных лидеров вдохновляет нынешних, потому что сколько бы не менялся мир, всегда существуют те, кто стремится уничтожить еврейский народ. Молодежь слушает рассказы о подвигах своих предшественников прямо там, где это произошло.
Из письма Мордехая Анелевича своему заместителю Ицхаку Цукерману, который находился вне гетто:
«То, что мы пережили, превзошло самые смелые наши надежды… Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всем ее величии и славе».
Один из повстанцев, Ария Вильнер, писал:
«Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа».
Петр Горелик, советский солдат, кавалер трех орденов, принимавший участие в освобождении Польши, в своей книге «Крепость Масада в Варшаве» говорит:
«Евреи Варшавского гетто, в том числе дети, женщины, старики, вооруженные камнями, палками, несколькими пистолетами и винтовками, сопротивлялись регулярным частям вермахта дольше, чем вся Польша, дольше, чем великая европейская держава Франция. В неравной борьбе евреи уничтожили 15 тысяч гитлеровцев, надолго сковали значительные силы немцев и помогли усилению движения сопротивления. Восставшие выдвинули из своей среды талантливых руководителей, людей беспримерной личной храбрости. Имена Мордехая Анелевича, Ицхака Цукермана, Гирша Берлинского, Марека Эдельмана, Эдварда Фондамински, Михаэля Розенфельда, Леона Родаля, Павла Френкеля наряду с именами героически сражавшихся женщин — Цивии Любеткин, Рахили Штайн, Тоси Альтман, Хаей Рохман — навсегда останутся в памяти евреев».
В чудом уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера, написанного 28 апреля 1943 года в самый разгар неравной самоотверженной борьбы повстанцев против регулярной немецкой армии, говорится:
«Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса».
Каждый подвал — крепость,
Крыша — как самолет.
Сопротивленье — нелепость?
Смерть все равно не минет.
Всюду огонь и пули,
Домов разрушенных лес.
Братья, мы не уснули,
Мы на краю небес.
Бутылка с огненной смертью —
Наш прощальный коктейль.
Мальчишки, девчонки, поверьте,
За жизнь мы умрем теперь.
Один пистолет на десяток,
Ружье и полсотни пуль.
Шинель из одних заплаток,
Когда-то бывших чистюль.
Вспомните нас сегодня,
Мы так хотели жить!
Где справедливость господня?
Нам не дано решить.
Слышен все ближе топот,
Подкованных черных сапог,
Горло так сжало… шепот:
Братья, храни вас Бог…
Алексей С. Железнов ©
Яфит Шапиро, одна из лидеров движения «а-Ноар а-овед вэ а-ломед» и инструктор, ответственный за поездку в Польшу, рассказывает: «Сразу после поездки ко мне подошел мой воспитанник. Он сказал, что не чувствует себя грустным из-за всего, что он видел и понял. А наоборот, ощущает в себе большую силу, желание менять мир к лучшему».
Офри Таль из отделения Мазкерет-Батья делится воспоминаниями о поездке: «Мы были в Варшавском гетто, где говорили о восстании, его цели и о нашей силе, как группы. Воспринималось это очень сильно. Поездка помогла нашему сплочению, я не жалею, что побывал там. Она дала мне и моей команде много сил и уверенности, что мы можем что-то изменить в нашем отделении и городе, если будем действовать вместе, как одна команда …»
В этом году от молодежных движений в Польшу ездило 800 ребят, большая часть которых — из «а-Ноар а-овед вэ а-Ломед». Причем это были дети как из ашкеназских, так и из сефардских и эфиопских семей. Кроме того, помимо евреев в делегации были молодые арабы и друзы, с которыми мы живем бок о бок. Эти воспитанники движения тоже узнали много нового и важного для себя, как для граждан Израиля.
Смысл поездки – дать детям мотивацию быть лидерами, верить в истинные ценности, добиваться своего, менять мир. И показать, сколько силы было у молодежи тогда, чтобы стараться изменить мир сейчас. Движение «а-Ноар а-овед вэ а-Ломед» сделает все, чтобы новые поколения израильской молодежи сохраняли память о героях тех лет и были их достойны.
Скаутское движение «а-Ноар а-Овед ве а-Ломед» работает в разных направлениях – они воспитывают молодежь в духе любви к Израилю. Именно воспитывают! Учат их брать на себя ответственность, принимать решения, преодолевать трудности, быть лидерами и работать в команде, завязывать реальные связи в жизни, а не в виртуальном мире, связи, которые им очень помогают в дальнейшем – в армии и даже в карьере. «А-Ноар а-Овед ве а-Ломед» — это по сути кружок , где проводятся еженедельные занятия-встречи, а также походы и различные мероприятия для детей и подростков. Их знакомят со страной и ее природой, учат нужным для жизни навыкам: от умения развести костер и поставить палатку до проверки своих прав при устройстве на работу. Молодежный профсоюз движения помогает рабочей и учащийся молодежи и подросткам добиваться справедливости в случаях нарушения их прав на работе. Совмещение интересного, важного и нужного – это то, что у них получается очень хорошо.