Частный музей ИланыГур в старом Яффо рад и горд представить одного из ведущих современных генеалогов на постсоветском пространстве Сару Надю Липес, занимающуюся исключительно еврейскими родословными, встреча с которой пройдет в музее в четверг, 8 марта.
Дата выбрана не потому, что так музей решил отметить Международный женский день, но потому что Надя Липес ненадолго приезжает в Израиль и мы рады возможности организовать с ней встречу, в рамках которой она прочитает лекцию о том, как проводятся сегодня генеалогические экспертизы, о том, как узнать, кто наши предки в действительности, как работать с архивами ио том, почему генеалогические исследования превращаются в отдельный рынок. Любой поиск увлекателен. А генеалогия – это поиск собственных корней, иногда охота за чужими именами, и в любом случае – это возможность узнать о семейных тайнах и наших предках – евреях. Или не евреях? И вообще, кто такие евреи?
Ответа на этот вопрос не существует. По крайней мере, однозначного. Любопытно, что точно знают как это — быть евреем, что надо при этом ощущать и как надо при этом выглядеть, только те люди, у которых еврейские корни прослеживаются только в фантазиях.
Родословная сегодня – это не только знание об истории одной семьи. Те или иные национальные корни в генеалогии человека – повод и возможность для репатриации. А в некоторых случаях – основания для компенсации за отобранное когда-то семейное имущество.
Вот что пишет сама Сара Надя Липес: «Почему люди хотят знать свою родословную? Я работаю с гражданами из США, Канады, стран Южной Америки и Израиля. Мотивация у всех разная. Судя по спросу, я допускаю, что сейчас это рынок с миллионными оборотами. Причем значительная его часть – подделка документов о происхождении.
Новый тренд сейчас – желание многих израильтян найти европейские корни и получить паспорта европейских стран. Поэтому появился спрос на восстановление румынских, венгерских и польских корней. Выходцы из этих стран, которые уезжали в Израиль на протяжении последних 80 лет, сейчас ищут европейские корни так же активно, как когда-то искали еврейские.
Другая категория – бизнесмены, которые ищут свои корни не для выезда в другую страну, а для общественной жизни. Например, чтобы стать полноценным членом еврейской общины. Через принадлежность к еврейской общине они хотят подняться еще выше, руководствуясь стереотипами, существующими в обществе. Например, о том, что еврей скорее заключит контракт с другим евреем, чем с кем-то еще.
Американцы хотят знать, прежде всего, кто они такие. США – страна, которая создавалась как большой котел, поварившись в котором, представители разных национальностей все стали бы американцами. Не все семьи сохранили свои истории, многие просто хотели забыть о пережитых ужасах. А теперь их потомкам интересны детали.
Основная масса американских евреев знают лишь то, что их семьи приехали из России. Тогда под Россией понимались территории и Украины, и Беларуси, и вообще всей Российской Империи. Но им хочется знать больше, им важно понимать, чем и как жили их предки, где похоронены их дедушки и бабушки, погибли ли они до войны или от рук нацистов.
Есть группы людей, у которых было привычным учить свою родословную до глубокого колена. Например, эфиопские евреи знали свою родословную до 10-12 колена, мальчики с детства заучивают на память всех своих предков. Такой же принцип ведения родословных – в Исландии, где люди знают свою родословную до очень глубоких времен. Тщательное заучивание своих предков практиковалось во избежание близкородственных связей, плюс всегда было полезно знать о наличии в семьях каких-либо наследственных заболеваний.
В хасидских семьях родословные учили по этой же причине. Современные хасиды часто хотят найти доказательство своего происхождения от одного из знаменитых цадиков – святых, по еврейской традиции. В Украине их было довольно много, самый известный из них – раби Нахман из Умани. Особой популярностью пользуются раби Бааль Шем Тов и Дербаремдикер Леви Ицхак из Бердичева.
К Нахману и другим цадикам приезжают ежегодно десятки тысяч людей со всего мира. Некоторые из них и в самом деле являются потомками цадиков, но проследить это документально не так просто. Дело в том, что самые ранние переписи, которые есть в Украине, датируются 1795 годом, а с упоминанием фамилий – только 1810-м. Самая ранняя книга о еврейских рождениях и смертях датируется 1835 годом, к этому времени все упомянутые цадики уже 50-100 лет как скончались. И документальных свидетельств об их жизни нет. Есть, впрочем, другие более молодые династии – например, хасидская династия Тверских-Чернобыльских цадиков, по ним сохранилось очень много документов, и мы работаем над ними.
Однако, прежде чем отправляться в архивы, человеку, который хочет узнать свою генеалогию, стоит начать с анализа ДНК. Это самый легкий и при этом анонимный способ проверить семейные легенды по поводу происхождения. И уже получив результаты анализа, можно обращаться к профильному специалисту».
На встрече в музее Иланы Гур также можно будет приобрести книгу Сары Нади Липес «Советские документы. Что, где, зачем». Эта книга является второй частью серии «Генеалогия для Чайников». В ней рассматриваются все вариации советских документов, начиная от загсов, заканчивая делами репрессированных Советским Союзом в разное время. В книге имеется не только текст, но и фотокопии настоящих документов. Соответственно прочитав этот фолиант, вы будете иметь полное представление о том, как выглядят ваши документы изнутри, и какой набор информации скрывают в себе разного рода свидетельства на самом деле. Визуальная картинка — что может быть лучше для понимания семейной истории? Книга предназначена для тех, кому интересна история их семьи, и тем, кому нужно собрать определенный пакет документов с определенными целями. Прочитав ее, вы сможете лучше ориентироваться в бюрократической системе советского документооборота, и поймете, чего на самом деле вы можете ожидать от генеалогического расследования.
19:00 — экскурсия по залам музея на русском языке
20:00 — встреча с Сарой Надей Липес
Страница мероприятия https://www.facebook.com/events/1959441924305116/
Билеты можно приобрести на сайте музея по ссылке https://tinyurl.com/y9lueu3c
и по телефону 03-6837676 доб. 20.
Цена билета на вечер (лекция + экскурсия + вход в музей) — 65 шекелей.
Обращаем Ваше внимание, что на вечере можно приобрести книгу-альбом об ИланеГур и ее музее.
Страница музея Иланы Гур на русском языке
Адрес Музея Иланы Гур: Старый Яффо, ул. МазальДагим, 4, тел. 03-6837676.
Ближайшая бесплатная парковка — в Яффском порту.
Фотографии предоставлены Надей Липес – из личного архива