Где в наше время сохранились театры оперетты? Конечно, в первую очередь в Будапеште (а также в Вене, Лейпциге, Варшаве и России). В репертуаре европейских оперных театров классические оперетты не редкость. Таков и Венгерский музыкальный театр (в репертуаре которого есть и оперы, и оперетты, и музыкальные комедии), представляющий с17 по 30 ноября 2016 года в Израиле одну из самых известных, блистательных и успешных оперетт Иоганна Штрауса «Цыганский Барон» при участии 40 артистов (в том числе солистов и артистов балета Будапештской Национальной Оперы) и Симфонического оркестра VAC под руководством Пала Фаркаша.
Среди работ Штрауса каждое произведение уникально, но «Цыганский барон» – одна из самых известных оперетт композитора. Именно она ознаменовала новую веху в развитии оперетты, как самостоятельного жанра. История создания оперетты «Цыганский барон» удивительна и своеобразна: мечтая написать оперу, основанную на национальном венгерском сюжете, Иоган Штраус обратился к известному литературному произведению Мора Йокаи — новелле «Саффи». С согласия автора, непосредственно написание либретто было поручено известному драматургу Шнитцеру. Первоначальным планам Штрауса — представить оперу «Цыганский барон» на сцене придворного театра было не суждено сбыться: Шнитцер и Йокаи без его ведома заключили контракт со всемирно известным театром «Ан дер Вин», и Штраусу пришлось работать над партитурой с учетом того, что спектакль будет поставлен в условиях театра оперетты.
Премьера «Цыганского барона» состоялась 24 октября 1885 года в Вене, и несмотря на осуждаемое многими, смелое для того времени либретто (аристократ женится на цыганке), а также многочисленные мнения о том что в силу возраста пик славы Иоганна Штрауса прошел, оперетта прошла с невероятным успехом. Звуки прекрасной музыки поразили самых искушенных зрителей, и вот уже более ста лет волнуют сердца всего мира, воспевая любовь и честь, гордость и достоинство.
После венской премьеры последовало триумфальное шествие «Цыганского барона» по всем столицам мира — эта оперетта заняла свое место на афишах лучших театров. Шли революции и войны, государства меняли свои границы и названия, поколения уходили и приходили, а эта оперетта по-прежнему не сходит с театральных подмостков. Со дня премьеры прошло уже больше 130 лет, а эта оперетта до сих пор ставится на сценах самых известных музыкальных театров, раз за разом покоряя сердца людей и пронося свое обаяние сквозь года.
Либретто же таково: Австро-Венгрия 18 века… Романтика очарования, неги и страсти, буйного веселья и всепоглощающей тоски – всё это звучало в мелодиях венгерских цыган, которые распевала вся страна. Среди многих удивительных, сказочных историй, пожалуй, самая солнечная и радостная, это история любви барона Баринкая к цыганке Саффи. И, как и положено, в оперетте торжествует любовь, справедливость, доброта. Возвратившийся из странствий на родину барон Шандор Баринкай влюбляется в прекрасную цыганку Саффи. Но оказывается Саффи — не цыганка, а его кузина, богатая наследница знатного графского рода… Человеческое достоинство и настоящая любовь побеждают глупость и спесь. Ритмы вальса, польки, чардаша и, конечно же, цыганские и венгерские мелодии звучат романтично, завораживающе, придают оптимизм и уверенность в вечной весне и в постоянстве любви.
Говорят, один из предков Штрауса был цыганом. Возможно, именно этим объясняется интерес композитора к венгерско-цыганским мелодиям. Штраус первым ввел в сценическое действие цыганские мотивы, которые в дальнейшем использовались в произведениях многих классиков оперетты. «Цыганский барон» — это каскад прекрасной, жизнерадостной музыки со сложными вокальными партиями, ведь изначально Штраус сочинил именно оперу, с обилием арий, дуэтов и хоровых сцен.
Вот что говорили об Иоганне Штраусе его великие современники:
Александр Дюма: «Штраус — это Бог, владеющий страстями! Человечество должно совершать к нему паломничество, как к Папе в Рим, и целовать его перья — эти золотые перья!»
Эмиль Золя: «Таким художникам, как Штраус, принадлежит в мире лучшая доля. Ах, если бы мне удалось еще раз появиться на свет, я бы хотел быть таким художником, как Штраус, а вовсе не писателем».
Николай Римский-Корсаков: «Божья искра может быть и в опереточной мелодии. Она в высшей степени есть у Штрауса».
Ференц Легар: «Волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать».
Венгерский музыкальный театр. Симфонический оркестр VAC. Дирижер – Пал Фаркаш.
Иоганна Штраус. Оперетта «Цыганский барон». С 17 по 30 ноября 2016 года во многих городах Израиля.
Венгерский музыкальный театр с успехом выступает в 20 странах мира. Дирижер Пал Фаркаш, известный в своей стране, выступающий с лучшими коллективами на родине и за рубежом, певцы и оркестр будут рады доставить радость зрителям своим искусством. И еще есть такая деталь, которую очень многие сочтут достаточно важной, — титры будут не только на иврите, но и на русском языке.
Заказ билетов — в кассе «Браво».