Венгерский театр балета Győr представит в Израиле «Bolero» и «Piano Plays»

поделитесь:

3Венгерский Театр балета Győr (Дьёр) — один из наиболее значительных балетных коллективов Венгрии — отмечает свое 40-летие. В Израиле Gyor выступит в рамках Сезонов венгерской культуры. В Иерусалиме, Герцлии и Тель-Авиве будут представлены в одной программе два балета: «Болеро» на музыку Равеля в хореографии Андраша Лукача, а также «Piano Plays» на музыку Ференца Листа под аккомпанемент яркого венгерского пианиста Яноша Балажа.

Знаменитый Национальный Венгерский Балет Győr из города Дьёра был основан в 1979 году. Сегодня этот венгерский коллектив считается одним из лучших в Европе.

Дьёр – город деловых и культурных контактов, практически не прекращающихся фестивалей, многие из них проходят под открытым небом. Дьёр расположен на полпути между Будапештом и Веной, в 140 километрах от каждого из них, в центре треугольника Будапешт-Вена-Братислава. Древний, уютный, интеллигентный, с развитой инфраструктурой, шестой по величине город Венгрии и третий в стране по количеству памятников архитектуры.

Современный неоклассический балет – это уже история, в которую вместились постановки от первых новаторов до ключевых хореографов современности. «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света. То есть, танец выражает всё с помощью только лишь музыки» — так писал Баланчин, первым сформулировавший принципы неоклассических постановок. Его ученики и последователи далеко ушли вперед, превратив балетные неоклассические спектакли в авангардные мультидисциплинарные арт-проекты, часть из которых, сделав круг, точнее балетное шане, оказались вновь близки к классическому романтическому балету. Новый балет приближен к сюжетной хореографии, к классическим постановкам, но более свеж и свободен, подчас с некоторыми вольностями. Под определение «неоклассики» сегодня попадает очень многое — точнее всё, что расходится с привычным образом «романтического балета». Такие неоклассические постановки требуют от исполнителей серьезной и основательной классической подготовки — и в спектаклях с определенной ярко выраженной смысловой линией, и в более абстрактных балетах. В Театре Győr видоизменяют хореографическую лексику классических балетов, делают ее более современной, то есть неоклассической.4

«Болеро» Мориса Равеля – одно из самых популярных произведений для балетной сцены. Венгерский хореограф и блистательный танцор Андраш Лукач по-своему раскрывает гениальность произведения Равеля в колоритном, накаленном, пронзительном действе, отражая неистовую страсть испанского танца в лаконичной, на первой взгляд, постановке. Благодаря 20 танцорам (10 мужчин и 10 женщин, одетых в одинаковые костюмы), Андраш Лукач отразил монументальный характер «Болеро» за счет своеобразной стилистики свой хореографии, когда музыка и танец сливаются в едином пульсирующем оркестровом крещендо, достигая апогея.

«Болеро» Андраша Лукача было создано им изначально для Венского государственного балета (Wiener Staatsballett) в 2012 году. «Я очень не спеша, осторожно подбирался к великолепной музыке Равеля. Мне было важно избежать каких-либо клише в своей интерпретации, – рассказывает Андраш Лукач. — «Болеро» — сочинение с огромной внутренней силой и, конечно, зрители помнят постановки Мориса Бежара и Ивано Марко. Многие хореографы создавали свои версии «Болеро», но мне не хотелось быть ничьим эпигоном, потому в своей постановке я сосредоточил действие на обычных отношениях между мужчинами и женщинами, на страстях и эмоциях. В моем «Болеро» нет сюжета, это произведение для десяти танцовщиц и десяти танцоров. Все они затянуты в черную униформу, и все они кружатся в бесконечном болеро в темном бальном зале».

Лауреат многих премий, 41-летний Андраш Лукач руководит Театром балета Győr с 2015 года. До 10 лет он занимался народными и бальными танцами, а затем окончил балетную школу. Он начал свою карьеру на Венгерском фестивале балета в 1996 году, став одним из его основателей. К балетной труппе Дьёра присоединился в 1997 году, став через два года ее ведущим солистом, а с 2009 года начал работать в качестве хореографа

Балета Дьёра. Кроме большого количества балетов классического репертуара, в этом театре ежегодно ставятся собственные спектакли на оригинальную музыку. Это авторские постановки, к созданию которых привлекаются известные во всем мире хореографы, художники и музыканты.2

Один из примеров таких синтетических спектаклей — Piano Plays – балетные этюды в хореографии Велекея Ласло на музыку Листа и Вагнера, которые прозвучат в исполнении солирующего пианиста Яноша Балажа, венгерского музыканта, выпускника класса для особо талантливых студентов Музыкальной академии имени Ференца Листа. В его репертуаре — музыка барокко и романтизма. Балаж проводит мастер-классы в Венгрии и за рубежом, преподает классическую музыку в Европейском колледже музыки. Лауреат международных наград и премий.

Piano Plays – это претворенный в балетных этюдах антагонизм индивидуума и окружения, и это страстные рассказы о любви. В коротких этюдах отражены различные лики любви, напоминающей то штормовое море, то медленно текущую реку времени. Это — сражение и игра между двумя людьми: ранить и быть раненным, заболеть и излечиться. Но иногда можно истечь кровью и от осознания того, что принес горе другому. Танцовщики балета Дьёра вьют на сцене истории любви, а Янош Балаж с присущей ему виртуозностью интерпретирует их в фортепианных произведениях Листа и Вагнера.

Благодаря продолжительной и успешной творческой деятельности, Театр балет Győr стал не только визитной карточной Дьёра, но и снискал себе мировое признание, как в классическом, так и в современном танце. Своим первым выступлением этот танцевальный театр произвел настоящую революцию в балетном искусстве Европы. В 1983 году на Всемирном театральном фестивале в Балтиморе балет Győr, единственный из 27 участников, был награжден Премией критиков.1

Основан же Балет Győr был в 1979 году — выпускниками Венгерского института артистов Балета под руководством Ивана Марко. За короткий срок коллектив стал популярен не только в городе Дьёр, но и по всей Венгрии. Покорив венгерскую публику, труппа быстро достигла международного успеха. Театр ежегодно ставит две премьеры на своей собственной сцене как в сотрудничестве с известными хореографами из-за рубежа, среди которых Роберт Север, Либор Вакулик, Мари Бролин Тани, Гюнтер Пик, Роберт Коэн, Александр Шнайдер-Россми, так и с собственными хореографами — Уильямом Фоминым, Барбарой Бомбикз и Отто Демчаком.

Труппа успешно выступала в Будапеште, Вене, Афинах, Париже, в театре «Ла Скала» в Милане, на Байретском фестивале и на Олимпийских играх в Сеуле. Театр гастролировал по Австрии, Германии, Японии, Италии, Англии, Китаю, Индии, России и в Соединенных Штатах. Артисты Балета Дьёра танцевали на сценах богемского, румынского, словацкого, датского и израильского театров. В 2013 году правительство Венгрии присвоило Дьёрскому балету статус национального.

Выступления Театра балета Győr пройдут в Израиле с 1 по 3 июня в рамках Сезонов венгерской культуры, посвященных 30-летию со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. Мероприятия «Сезонов» проводятся в сотрудничестве с посольством Венгрии в Израиле.

1 июня, суббота, Иерусалим, зал «Шеровер», Иерусалимский Театр, 21.00

2 июня, воскресенье, Тель-Авив, зал «Нога, Театр Гешер, 20.30

3 июня, понедельник, Герцлия, Центр сценических искусств, 20.30

Билеты в кассе «Браво» *3221

А также на сайте BimotGlobal

Автор текста: Маша Хинич.

Сайт Театра балета  Győr 

Фото: Sándor Orosz, Vera Eder.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

 

 

 

поделитесь: