Восхваление Фестивалю Абу-Гош — восемь, девять, десять

поделитесь:

dani-arad5Оратория «Потоп» и «Возвращение мадригала» — редко исполняемые сочинения на фестивале литургики в Абу-Гош

В программе ближайшего, уже 52-го фестиваля вокальной и литургической музыки, который пройдет с 10 по 14 октября, в дни праздника Суккот в Абу-Гош — 16 концертов. Концерты под номерами 8, 9 и 10 пройдут в последний день фестиваля в церкви Кирьят-Яарим (есть также концерты в крипте в монастыре в нижней части деревни Абу-Гош). Концерты эти настолько интересны и настолько разнообразны, что стоит ради них приехать на фестиваль на целый день, чтобы понять атмосферу и характер этого праздника музыки, проходящего в Абу-Гош еще с 1957 года.

В это сложно поверить, но в его нынешнем виде – в виде уже столь привычного и знакомого фестиваля музыки вокальной, камерной, литургической, музыки барокко и ренессанса, завораживающих месс и кантат, ставшего одним из главных событий в музыкальной жизни Израиля, — фестиваль проводится с 1992 года, а его идея зародилась еще в 1957 году благодаря любви к музыке доктора химии Феликса Зульмана, профессора Иерусалимского университета, которого в свое время поддержал пианист и дирижер Зиги Штадерман. Их называли сумасшедшими фанатиками, но именно они обнаружили удивительную акустику помещений старых церквей и крипты времен крестоносцев в деревне Абу-Гош. Европейская литургическая музыка долгое время оставалась в Израиле малопопулярной, и потому фестиваль в Абу-Гош десятилетиями оставался едва ли не единственным местом, где можно было послушать кантаты и мессы в вокальном исполнении. С тех пор многое изменилось, фестиваль стал проводиться два раза в год – весной на Шавуот и осенью на Суккот, литургическая музыка из Европы давно не под запретом, да и сам фестиваль стал фестивалем вокальной, а не только литургической музыки, количество слушателей возросло в сотни раз, но неизменным осталось место проведения фестиваля – Абу-Гош.festival-52.472.411.s

Начнем рассказ с финала – а именно с концерта, завершающего праздник вокальной и литургической музыки на фестивале в Абу-Гош. С концерта «Возвращение мадригала», интересного не только для любителей музыки, но и поэзии, на котором 14 октября будут исполнены произведения Габриэли, Монтеверди, Перселла, Элгара и Ленона-Маккартни. Итак – мадригалы: «О вы, которые любовью не горели,/Взгляните на нее — узнаете любовь./О вы, которые уж сердцем охладели,/Взгляните на нее: полюбите вы вновь» — так писал Пушкин и это один из примеров мадригала – небольшого лирического стихотворения-комплимента. Первоначально мадригалы были музыкально-поэтическим жанром эпохи Возрождения. В 14-16-м веках поэтические мадригалы создавались, как правил, для музыкального воплощения. Монтеверди, создавший сотни мадригалов, утверждал, что «музыка призвана выражать три душевных состояния: нежность, сдержанность и взволнованность».Simvol Very 1 (Large)

«Возвращение мадригала» станет необычным – нежным, сдержанным и взволнованным — вокальным праздником при участии восьми солистов: сопрано Эйнат Аронштейн и Адас Фаран, меццо-сопрано Авиталь Дери, контр-тенора Давида Фельдмана, теноров Эйтана Дрори и Ошри Сегева, басов Гай Пелеца и Йоава Вайса. Мадригал – это любовь, вино, сплетни и комические сценки. Это ритмическая музыкальная ткань и захватывающие танцевальные мелодии, которые на фестивале в Абу-Гош будут исполнены на инструментах эпохи барокко и Возрождения: виола да гамба, клавесин, лютня, старинная перкуссии. Это традиция мадригалов английских, итальянских, французских и испанских. Это прекрасное произведение Эдварда Элгара на текст Альфреда Теннисона, это даже песни «Битлз» в обработке для восьми голосов. Но прежде всего, это музыка Монтеверди и Перселла.  Концерт «Возвращение мадригала» (№ 10 в общей программе) пройдет в субботу, 14 октября, в 18:00.Hana Tsur

Но приехать в последний день на фестиваль в Абу-Гош лучше с утра. И вот почему: для того, чтобы послушать крайне редко исполняемое произведение «Потоп». В субботу, 14 октября на Фестивале Абу-Гош в церкви Кирьят-Яарим в 11:30 утра прозвучит оратория «Потоп» Микеланджело Фальветти в исполнении солистов и ансамбля аутентичных инструментов «Феникс» под руководством Мирны Герцог (концерт номер 8 в программе фестиваля).Phoenix

Оратория «Il diluvio universal» («Всемирный потоп») — шедевр барочной музыки для солистов и оркестра сицилианского композитора Микеланджело Фальветти. Сицилианская оратория «Всемирный потоп» для пяти голосов и пяти инструментов была впервые исполнена в Мессине в Италии в 1682 году, когда композитор Микеланджело Фальветти, уроженец Палермо, был назначен maestro di cappella мессинского собора. Когда он прибыл в Мессину, в городе еще присутствовали следы жестокого подавления восстания мессинцев против испанской монархии. Эти впечатления, как считается, и подвигли композитора к написанию оратории, которая посвящена теме человеческого неповиновения и божьего наказания. Автор либретто — знаменитый писатель того времени из Палермо Винченцо Джаттини. В основу либретто легли наиболее драматические эпизоды из Ветхого Завета: Бог наказал человечество, погрязшее в грехах и неповиновении, и вызвал всемирный потоп. В Абу-Гош это произведение впервые было исполнено два с половиной года назад и повторяется по просьбе слушателей. В исполнении солистов (Таль Ганор, Юваль Орен — сопрано, Давид Фельдман — контратенор, Ошри Сегев — тенор, Яир Полищук – бас) и ансамбля старинных инструментов «Феникс»  (дирижер – Мирна Герцог) оратория «Всемирный потоп» Микеланджело Фальветти — шедевр, забытый на протяжении трех веков — вновь раскрывается во всей своей несравненной оригинальности, приглашая слушателей почувствовать себя между небом и землей в Ноевом ковчеге сицилийского барокко.Seraphim Dubanov (Large)

И еще одни концерт, который также будет исполнен в субботу, 14 октября, в 15:00 (концерт номер 9), когда вместе выступят российский мужской хор из Воронежа «Символ веры» под управлением Серафима Дубанова и израильский женский вокальный ансамбль «Наама» под управлением Пнины Инбаль,  исполняющие  произведения Дворжака, Рахманинова, Мендельсона и Чайковского.

Мужской хор «Символ веры» был создан в 2008 году как праздничный хор при Троицком храме Воронежа. С июня 2010 года хор получил звание Архиерейского мужского хора «Символ веры». После создания в 2013 году Воронежской Митрополии, Архиерейский хор стал именоваться Митрополичьим. В 2015 году хор получил статус государственного при Воронежском концертном зале. За 8 прошедших лет хор стал лауреатом международных конкурсов и фестивалей, успешно выступал не только в России, но и в Европе, Турции и Китае, по всему миру. Молодой, динамично развивающийся коллектив не имеет жанровых рамок. Основателем, главным дирижером и художественным руководителем является заслуженный деятель Объединенного хорового движения диакон Серафим Дубанов. Репертуар хора составляют духовные и светские произведения. Особое внимание в репертуаре хора уделяется традициям народной песни, любимых песен XX века и песням военных лет в обработках современных композиторов. И, как ясно из программы выступления в Абу-Гош – классическим вокальным произведениям.

Католический монастырь Кирьят-Яарим, на территории которого проходит большая часть концертов фестиваля — монастырь «Богоматери и Ковчега завета» (Notre Dame Arche D’Alliance) — принадлежит ордену Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650 году. У Ордена 15 монастырей в Израиле. Монастырь построили в 1924 году на руинах старой византийской церкви, разрушенной персами в 7-м веке. Его основательница — Жозефина Румеб (1850-1927). Во время Войны за Независимость в 1948-м году здесь был военный госпиталь. В настоящее время монастырь — действующий. Абу-Гош отождествляется с библейским Эммаусом, где Христос явил себя ученикам после воскрешения и с ветхозаветным Кирьят-Яарим, куда был возвращен Ковчег завета, после его освобождения от филистимлян. Считается, что деревня Абу Гош была построена именно на руинах библейского Кирьят-Яарим. Римляне возвели здесь, над источником, большую крепость, а затем на том же месте крестоносцы основали монастырь, многие годы служивший и церковью, и военным штабом. В крипте этой церкви, находящейся в центре деревни, также проходит часть фестивальных концертов.

Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте

Страница в фейсбуке 
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн

Продажа билетов — касса «Браво» (*3221) или www.bimot.co.il (*6226)

 

поделитесь: