yes Радуга: Русь фашистская

поделитесь:

-Rossiya-88«Россия 88» — картина сильная и смелая. Она сильна не только заявленной темой уже  даже не зарождающегося, а вполне сформировавшегося фашизма. Фашизма,  который пока не вошел в пору зрелости и не учинил катаклизм мирового масштаба, но каждый год уносит сотни жизни людей, виноватых только в том, что у них другой цвет кожи, разрез глаз и труднопроизносимая фамилия. «Россия 88» – этот «фирменный» знак наши герои оставляют на местах своих бесчинств. Прикладывают к стенке трафарет и распыляют краску. Посмотрите: эти две восьмерки до боли напоминают нацистский символ SS.

 

«Россия 88» – это почти два часа агрессии, злобы и ненависти, которые будут литься на вас с экрана. Если вы к этому готовы, посмотрите артхаусный фильм Павла Бардина «Россия 88», фильм, в котором, как верно подметил один из его критиков, нет ничего – «ни саундтрека, ни спецэффектов, ни размазни». Вернее, так: саундтрек к этому фильму – это естественные шумы улицы, иногда жужжание сотового телефона – это у режиссера или оператора звонит телефон, как раз во время очередного дубля, внепланово.

 

«Почему ты стал фашистом»? – звучит голос за кадром. Голос этот принадлежит «Абраше» – так его кличут товарищи по банде. На самом деле он никакой не Абраша, а Эдик, но чтобы в этом разобраться, нужно очень старательно вслушиваться в невнятную речь героев, густо перемежаемую так называемой обсценной лексикой, а попросту говоря, матом. Эдик-Абраша снимает кино про своих товарищей. Они тренируются в грязном вонючем подвале, они пьют пиво с этикеткой «Русь», они жрут консервы из банок с фашистской символикой. И еще они ходят «на дело»: отлавливают то в метро, то в переулке, то возле гаражей «чурок», «черножопых», «хачей» и прочих «нерусских», которых они ненавидят лютой ненавистью.

 

 Это еще не все: важной составляющей этого снимаемого «Абрашей» фильма являются многочисленные интервью, которые они берут у случайных прохожих на улице и в общественном транспорте и которые заканчиваются одной и той же неизменной фразой «Россия для русских». Это документальные интервью, вмонтированные в ткань художественного фильма. Есть и сюжет, он прост и поучителен: Юля, сестра главного героя Штыка, великолепно сыгранного неотразимым  Петром Федоровым, влюбляется в «хача», молодого человека интеллигентно-кавказского вида, и история оборачивается трагедией шекспировского размаха: в сухом остатке картины мы имеем  трупы возле железнодорожных пакгаузов.

 

Картина сильна тем, как она сделана.  «Россия 88» — художественное кино, снятое в так называемой псевдодокументальной манере, представляющей из себя что-то среднее между телерепортажем и «домашним видео». Создается ощущение причастности, присутствия, как будто в глазок камеры смотрит не «Абраша», а мы с вами, и от этого делается не по себе. Фильм интересен деталями: присмотритесь к ним. Вот «боевая подруга» молодых нациков – насквозь пропитая и прокуренная, сутулая и до времени ссохшаяся «шмара» со следами былой красоты на лице и вечным кусочком пластыря в уголке рта. Она будет пить с ними вместе водку, выкрикивать «Зиг-хайль», а когда ее товарищи по оружию напьются до нужной кондиции, ее потащат в грязный угол, и она будет слабо сопротивляться. Такая у них любовь, по-другому они просто не умеют.

 

Иногда в картине появляются проблемы со звуком – как это бывает с фильмами, снятыми любительской камерой. И нужно вслушиваться, чтобы понять, о чем же идет речь. Но позже становится понятно, что это сознательный прием. Авторы фильма не помогают зрителю, не подсказывают ему. Они полностью полагаются на его способность сложить целую картину из грязноватых кусочков – сцен, диалогов, проходов, а точнее, пробегов с трясущейся камерой.

 

Дождитесь, пожалуйста, последних кадров картины. Катарсиса не будет, легче не станет, но все равно дождитесь и прочитайте до конца список совершенно реальных «нерусских» людей, убитых, сожженных и забитых до смерти в 2008 году прототипами таких вот «братков».

 

Картина эта удостоилась нескольких серьезных кинематографических премий: награды Гильдии кинокритиков России «Белый слон», премии «Ника» в номинации «Открытие года», а также специального приза жюри кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Фильм участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.

 

Но, пожалуй, самое важное, что нужно сказать об этом фильме, – это не награды фестивалей и признание критиков. Эта картина произвела в современной России эффект мощного взрыва, чьи последствия будут ощущаться еще долгое время. Прежде всего – яростное неприятие той части зрительской аудитории, которая всерьез разделяет лозунг «Россия – для русских». Речь идет о сторонниках идей неонацизма, а они, в свою очередь, делятся на тех, кто выходит на улицы бить инородцев, и тех, кто лишь презрительно сжимает губы при виде в русских городах «кавказцев», «азиатов», евреев… Такие люди были в России всегда, только сегодня их гораздо больше и они гораздо активнее.

 

На этом фоне, чтобы сделать подобный фильм, нужно обладать немалым мужеством. И гражданским, ибо кому сегодня есть дело до того, что происходит со страной? И простым человеческим мужеством, потому что такие вот мускулистые «пацаны» в кожанках с гладко выбритыми головами и татуировками — не выдумка сценариста, а реальность, и ходить с ними по одной улице  страшно. 

 

Вряд ли этот фильм будет иметь счастливую прокатную судьбу в современной России, маловероятно, что его покажут по путинско-медведевскому телевидению. Зато попытки обвинения авторов во всех смертных грехах уже были: Самарская прокуратура усмотрела в этом антифашистском фильме проявление экстремизма. Захочет ли власть спустить эту тему «на тормозах» или затеет очередной громкий политический процесс? Когда-нибудь мы об этом узнаем. А пока давайте посмотрим этот неординарный фильм Павла Бардина на канале yes Радуга в пятницу, 16 июля в 22.00.

Tags:
поделитесь: