Фестиваль “Музыка и Белый город”

bobbyВ 2003-м году организация ЮНЕСКО объявила Тель-Авив “Белым городом”, благодаря сохранившемся в Тель-Авиве зданиям стиля “баухаз”. И понеслось… Про архитектурный стиль, попавший в тогдашнюю Эрец-Исраэль из Германии, помнят уже только экскурсоводы, а понятие и название используются многими и по любому поводу. Словосочетание “Белый город” пришлось по вкусу всем, но в особенности устроителям различных выставок и фестивалей, потому как на самом “белом городе”, как на чистом листе бумаге, можно изобразить все, что угодно – от легкого силуэта тушью до грандиозного полотна, на который и замахнулись устроители майского музыкального фестиваля в тель-авивском порту – сразу в двух залах,  в уже заслуженном “Ангаре 11″ и в новом зале рядом с “Ангаром”. Столь новым, что названия у него пока еще нет, хотя билеты продаются вовсю, и фестиваль “Музыка и Белый город” уже объявлен музыкальным событием года.

Скорее всего, это именно так, но проверить все надо самим, несмотря на то, что продюсер фестиваля Зеэв Айзик и его художественный руководитель Таль Ха-Шилони уже обещают, что этот первый фестиваль – начало новой тель-авивской традиции города и так запутавшегося в традиционном, новом и старом. Времени для старта достаточно – с 1 по 10 мая. Но часов в сутках явно не хватит для того, чтобы послушать музыку всех участников фестиваля и побывать на всех концертах. Количество участников – необозримо, их всех даже и не перечислить. Уровень имен и исполнения – стремится к положительной бесконечности, так же как и разнообразие стилей: джаз, панк, рок-н-ролл, этно-фьюжн, музыка мира, поп, латино, израильская музыка. Все это умножено на быстро растущую и множащуюся в геометрической прогрессии весеннюю энтропию города без перерыва, в который на фестиваль “Музыка и Белый город” приезжают все-все-все с великим Бобби Макферрином во главе.

Итак: Бобби Макферрин (такое имя можно повторить и еще раз); известнейшая бразильская певица и танцовщица Даниэла Меркьюри, поющая и танцующая всё – от румбы до реггей; Горан Брегович, про которого уже все написано и спето; Кортни Пайн – виртуоз- саксофонист из Лондона; “невозможный” гитарист –  американец Доминик Фраска, играющий на 6-ти и 10-струнных гитарах; знаменитейший композитор и виртуоз, пианист Данило Перез из Панамы, искусно соединяющий три направления в музыке  – джаз, классическую музыку и латино; джазовая скрипачка Регина Картер, которая удостоилась чести играть на инструменте Николо Паганини –  скрипке Гварнери “Каннон”, работавшая с титаном джаза Уинтоном Марсалисом; квартет барабанщика Эла Фостера; индийский скрипач, композитор, аранжировщик, дирижер, мультиинструменталист и педагог Лакшминараяна Субраманиам; нью-йоркский струнный октет группа Punch Brothers; американский легендарный джазовый ансамбль YellowJackets, который отметит в Израиле на фестивале «Музыка и белый город» свое 30-летие.

И еще – любимый израильской публикой лондонский ансамбль этнической музыки “Oi Va Voi”, приезжающий к нам далеко не в первый и далеко не в последний раз. Певица и бас-гитаристка с непроизносимым именем, американская джаз-, фанк-, соул-, хип-хоп певица Meshell Ndegeocello. Ни один человек на свете не знает, как правильно написать это имя по-русски, но это легендарная музыкантша играла с “Роллинг Стоунз”, она – первая женщина-исполнитель, подписанная Мадонной на ее лейбл Maverick, автор вызывающих текстов на тему секса, расовых предрассудков и прочих животрепещущих тем. Ее имя примерно читается как Mee-shell N-deh-gay-o-chel-o и означает «свободная, как птица” Мишелл Ндегеочелло. От нее стоит, помня о всевидящем глазе кармы, плавно перейти к музыкантам из Раджастана “Rajasthani Josh Group” с их пряным, как карри, шоу народных танцев и музыки, и не забыть по дороге о легендарном британском гитаристе Стиве Хакетте из группы ” Генезис”, с легкостью смешивающем как раз в духе фестиваля такие жанры как рок, поп, фламенко, джаз и фьюжн, а также турецкие, индийские и андалузские мотивы, резко меняя темп, тональность и настроение, и о французском джазовом контрабасисте испанского происхождения Рено Гарсиа-Фонсе, играющем на 5-струнном контрабасе, также подбавляющего немало родного Гарсия Фонсу фламенко и экзотических индийских раг.

В фестивале “Музыка и Белый город”   принимают участие и лучшие израильские музыканты и исполнители: гитарист Декель Бор,  электрофицировавший Баха; Шломо Гроних, Шломо Шабан, чьи тексты всегда проливают бальзам на душу; группы “Бум Пам”, “Tiny Fingers ” “Рокфор”, контрабасист Авишай Коэн и другие. Идан Райхель, Ахиноам Нини, Амос Хофман, Мира Уад, Виктория Хана выступят с Бобби Макферрином, который даст в Тель-Авиве на фестивале “Музыка и Белый город” четыре концерта в рамках своего мирового турне, на представлениях которого он выступает с местными музыкантами, которых отобрал самолично. Попасть на аудиции к Макферрину уже престижно. А уж выступить с ним… Но мы и так знаем, что “наши” – не последние люди в мире музыки, и одни из первых – в “музыке мира”. Так что созданный еще в 1988-м году шлягер Don’t Worry Be Happy – это и об их музыке и о настроении тех, кто попадет на концерты, несмотря на стоимость билетов (в утешение предлагаются “пакеты”, мини-абонементы и прочие ухищрения).

Четыре октавы голоса Бобби Макферрина, обаяние, талант, труд, его сотрудничество с виолончелистом Йо-Йо Ма, певцом Робби Уильямсом и пианистом Чик Кориа заставляют некоторых почему-то называть его Моцартом и Бахом новой эпохи. Сравнение неправомочное: сейчас другая эпоха и другие нравы, так что Бобби Макферрин – герой нового времени и таким его принимают по всему миру те, кто любит джаз, классику, поп-музыку, world-music и те, кто понимает, что Макферрин все еще ухитряется бередить теплые чувства в завиртуаленных душах поколения google. Десять премий Грэмми просто так не вручают, как и не приглашают просто так выступить с Израильским филармоническим оркестром, с которым Макферрин дал концерт в еще не “белом” тогда Тель-Авиве 10 лет назад. Он дирижировал оркестром, исполнявшем Равеля, а потом оркестранты изобразили во главе с Бобби жужжание пчелы Римского-Корсакова.

Большинство музыкантов дадут на фестивале по одному концерту. Великие и обожаемые – по несколько, в зависимости от накала страстей поклонников. Обещаны также мастер-классы, уличные представления от молодых и независимых израильских ансамблей и студентов музыкальных колледжей на трех сценах в тель-авивском в порту и прочие развлечения, которыми славен порт в дни фестивалей.

И это еще не всё и не все! Перечислить всех, кто примет участие в “Музыке и Белом городе” смогли лишь на сайте фестиваля, так что стоит туда заглянуть за полной информацией – http://www.tlv-music.com, но на деле настоящим любителям музыки стоит попытаться ежевечерне с 1 по 10 мая оказаться в тель-авивском порту и побывать на концертах пока что единственном в своем роде первом фестивале “Музыка и белый город” – в двух залах, на трех сценах и на фоне неравнодушного моря, потому как в Тель-Авиве к музыке неравнодушны все.

О любом исполнителе на этом фестивале можно написать статью, да что там – книгу! Впрочем, о некоторых книги уже написаны. Но особо хочется рассказать о лондонской группе “Oi Va Voi”, потому как они – “свои”, и музыку играют умную и изящную, такую, что не понравиться всем она не может по определению. У “Oi Va Voi” свои поклонники среди детей и взрослых, любителей музыкальных экспериментов и консерваторов, среди белых и черных, светских и религиозных, воинствующих и притихших, среди любителей фьюжн, клезмерской музыки, джаза, этники, ритм-н-блюза. И особенно много поклонников у “Oi Va Voi” в Израиле, куда они наезжают регулярно и где  в Иерусалиме  записывали часть треков своего второго альбома. Это и неудивительно, потому как британская команда “Oi Va Voi” – яркий представитель современной клезмерской волны. Необычное звучание и столь понятное нам название Oi Va Voi на деле – смесь традиционной фольклорной музыки сефардских евреев, трансильванских цыган, балканских композиций, французского шансона, одесского фрейлахса, йеменских преданий, македонских свадебных мелодий и проникновенных баллад ашкеназского штетла.  Смесь, замешанная на бурных современных ритмах Лондона. При этом,  музыканты “Oi Va Voi” – эклектичны, избранны и смогли привнесли консервативный саунд клезмеров в ночные клубы. Они – новый андеграунд, играющий умную и изящную музыку этно-фьюжна клезмеров.

“Oi Va Voi” – проект равно музыкальный и интеллектуальный. Группа была основана в 2000-м году шестью музыкантами с очень разным, иногда взаимоисключающим музыкальным опытом,  и с одинаковой тягой к попытке разобраться в еврейских корнях своих и музыки. Тогда музыканты (труба, кларнет, скрипка, вокал, ударные, контрабас) встретились в Оксфорде и решили на практике заняться осмыслением еврейского наследия и собственных музыкальных предпочтений. Лидер группы трубач Лемец Ловас так характеризует стиль группы: «Massive Attack с настроением Горана Бреговича –  это и есть Oi Va Voi”.   “Клезмерская музыка вдохновила нас, хотя прежде мы её не слушали, будучи погруженными в западную музыкальную культуру, – говорит барабанщик группы Джош Бреслау. – И в то же время нам хотелось приблизиться к своим корням, к своей сущности”. “Разноязычные песни передают близкий нам дух странствий, – вторит кларнетист Стивен Леви, – как у евреев или цыган, странствовавших с места на место и вобравших в себя отовсюду”.

“Oi Va Voi” исполняют песни на разных языках – английском, идиш, ладино, болгарском, иврите, французском, венгерском (и даже узбекском, как в первом альбоме при участии узбекской поп-дивы Севары Назархан), так что несмотря на еврейско-цыганскую основу, они вполне космополитичны в своем музыкальном дыму и угаре, в своей скорбной экзотике и веселье без границ. Сегодня музыканты “Oi Va Voi” – одна из самых известных в мире групп, играющих в жанре world music. Они записывают оригинальную музыку для кино и театра, радио и телевидения. Они выступают на концертных площадках всего мира, покоряя королевские залы Лондона с той же легкостью, что и ночные клубы Амстердама, нью-йоркскую авангардную сцену или многочисленные международные “клезмер-фесты”. Их живая музыка всегда доходит до сердца. За свои музыкальные волшебные фокусы, за карнавальные ритмические эскапады, за остроту и дребезжание электрошока, данного еврейской народной музыке, “Oi Va Voi” получили премию BBC Radio 3 World Music Awards.

Музыка объединяет сердца. Не так ли? Проверьте это с 1 по 10 мая в тель-авивском порту.

Официальный сайт фестиваля: www.tlv-music.com
Сайт “Ангара 11″ – hangar11.co.il
Билеты в Интернет-кассах и кассе Хадран (*2274 или  www.hadran.co.il)

Маша Хинич.
Фотографии предоставлены продюсером фестиваля Зеэвом Айзиком.

Баннер внутренней внизу

Подпишись на рассылку

Новости о самых важных, и интересных мероприятий в Израиле